Что такое сертификация — определение, виды, органы и методы проведения сертификации

Обновлено 12 февраля 2024 Просмотров: 171 512 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Услышав, что какой-либо продукт (товар, услуга) являются сертифицированными, мы на подсознательном уровне осознаем, что этому продукту можно доверять.

Разберемся, что же такое сертификация, по каким критериям она проводится, и какие органы вправе что-либо сертифицировать.

Штамп

Определение термина сертификация – что это такое

Начнем с перевода. Это сложносоставное латинское слово: «certum» – «верно», «facere» – «делать». Следовательно, говоря «сертифицированный» о каком-либо объекте, подразумевают, что он правильно сделан.

В современном лексиконе термин «сертификация» означает юридическое (документальное) подтверждение того, что объект соответствует определенным утвержденным нормам (регламентам, стандартам).

Определение

Объекты сертификации:

  1. продукция (независимо от вида);
  2. услуги и работы;
  3. системы управления ресурсами, предназначенные для достижения определенных целей (системы менеджмента).

В зависимости от объекта принято различать типы сертификации — продукции, услуг (работ), менеджмента.

Для чего она нужна?

Во времена СССР был отличительный знак, который указывал, что объект, который его удостоился, является безопасным, надежным, имеет отличные качественные характеристики. Он назывался «Знак качества».

После того, как наша страна перешла на рельсы рыночной экономики и стала активно сотрудничать с зарубежными странами буквально во всех отраслях деятельности, назрела необходимость в приведении нашей системы стандартов в соответствие с международной системой стандартов.

Примечание: разработкой международных стандартов и контролем за их соблюдением занимается Интернациональная организация стандартизации, т.е. ISO (ИСО).

СССР

Сертификация необходима:

  1. для повышения конкурентоспособности продукта (продукции, услуг) на внутреннем и внешнем рынке;
  2. для увеличения доверия у партнеров, дилеров, кредиторов, инвесторов и конечного потребителя (простого покупателя);
  3. для получения возможности позиционировать свой продукт (продукцию, услугу) в более высокой ценовой категории (проще говоря – продавать свой товар дороже);
  4. для участия в конкурсах, тендерах и т.д.;
  5. для упрощения взаимодействия с контролирующими органами (наличие сертификата автоматически увеличивает кредит доверия с их стороны);
  6. для облегчения процедуры получения сертификатов других уровней и прочих документов.

Сертифицировать – значит, удостоверить, что продукт (продукция, услуга) соответствует определенным нормативам:

  1. в РФ – ГОСТ Р (межгосударственному стандарту);
  2. на территории Евро-Азиатского Экономического Союза (ЕАЭС) – специальным техническим регламентам. Напомню, что ЕАЭС – это РФ, Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия;
  3. на территории международного сообщества – стандартам ISO.
Технологии

Говоря простым языком, если вы хотите продавать свой товар (услугу) только в России – достаточно сертифицировать его по ГОСТ Р. Если же планируете выйти на международный рынок, то необходимо пройти сертификацию по стандартам ИСО.

Виды сертификации

Существуют 2 вида – обязательная и добровольная.

  1. Обязательная – означает, что продукция или услуга без наличия таковой не может быть предоставлена потребителю.

    Очевидно, что не все виды продукции и услуг должны иметь обязательную сертификацию, а лишь те из них, которые могут негативно повлиять на здоровье и жизнь людей, на безопасность государства или экологии. Перечень объектов ратифицируется Постановлением Правительства РФ. По этой ссылке можно ознакомиться с актуальным списком, утвержденным 10.02.2020 года.

    Нормы и регламенты, согласно которым проводится обязательная сертификация, также принимаются на законодательном уровне.
  2. Добровольная – осуществляется производителем продукции или услуг на добровольных началах при условии, что эти объекты не входят в перечень для обязательной.

    Нормы и регламенты соответствия для проведения добровольной сертификации выбираются по инициативе производителя, выпускающего продукцию или предоставляющего услугу (или дилера).

Органы сертификации

Осуществлять сертификацию продукции, услуг, систем менеджмента вправе только специально аккредитованные центры.

Рукопожатие

В ст. 26 Федерального Закона (ФЗ) № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. сказано:

  1. орган сертификации должен быть аккредитован в соответствии с законодательством РФ, т.е. согласно ФЗ № 412-ФЗ от 28.12.2013 года;
  2. орган должен:
    1. привлекать на договорной основе аккредитованные исследовательские лаборатории и центры для проведения тестовых испытаний образцов продукции,
    2. осуществлять контроль за объектами сертификации,
    3. выдавать сертификаты соответствия и вести их реестр,
    4. информировать гос.контроль о продукции, проходившей, но не прошедшей проверку,
    5. определять стоимость работ и срок действия сертификатов.

Алгоритм проведения

Сертификация имеет заявительный характер, т.е. производитель должен сам инициировать процедуру сертифицирования своей продукции или услуги.

Основные этапы:

  1. сбор следующих документов:
    1. заявления,
    2. учредительные документы заявителя,
    3. свидетельства о постановке на учет в ИФНС (инспекции федеральной налоговой службы) в качестве налогоплательщика,
    4. информации о продукции, подлежащей сертификации (тех. паспорт, инструкция по эксплуатации, детальное описание, макет и т.д.),
    5. протоколов уже пройденных испытаний (при наличии);
  2. обращение в аккредитованный центр;
  3. заключение договора на предоставление услуг ;
  4. изучение образцов продукции (в том числе – проведение испытаний) сертифицирующим центром. Для определенных видов продукции предусмотрена выездная проверка с целью изучения условий производства, технологии и т.д.;
  5. принятие центром решения о предоставлении сертификата;
  6. при положительном решении – выдача оформленного сертификата заявителю.

Важно: сертификат имеет определенный срок действия, поэтому по его окончании следует подать заявление снова.

Печать

Читайте наш блог, узнавайте новое!

Автор статьи: Елена Копейкина

Комментарии и отзывы (3)

Егор

Мне интересно, при сертификации действительно продукцию подвергают каким-то тестам, лабораторным исследованиям или просто берут деньги и выдают документ о соответствии данной продукции необходимым требованиям?

Дмитрий

Думаю, что со временем ситуация приближается к том, как дОлжно быть, но, естественно, что и мздоимство искоренить полностью вряд ли удастся.

Владимир

Я против обязательной сертификации товаров, считаю, что она должна быть только добровольной, ибо, сам бизнес должен быть заинтересован в изготовлении качественной продукции и независимой оценке своих товаров.

Ведь обязательная зачастую вынуждает предпринимателей идти на подлог или подкуп. Например, никто не мешает, для обязательной, изготовить эталонные образцы и сдать их на проверку, а после получения сертификата, начать производить фальсификат. При добровольной подобное действо теряет смысл.

Ваш комментарий или отзыв