Что такое ЕАЭС — расшифровка и определение, страны участники на 2024 год, цели и задачи союза
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В мире, где так быстро меняется геополитический контекст, объединение нескольких государств с сугубо экономическими целями остается одним из эффективнейших способов повысить показатели без потери суверенитета. На постсоветском пространстве такая функция возложена на структуры Евразийского экономического союза.
Эта организация, ранее называвшаяся ЕврАзЭС, впоследствии получила аббревиатуру ЕАЭС в рамках реформирования структуры. В чем суть этого объединения, каковы его цели и какие преимущества оно гарантирует странам-участницам, разберемся по порядку.
Расшифровка и определение ЕАЭС — что это
Начнем с того, что ЕАЭС – это Евразийский экономический союз (интернациональное объединение), созданное с целями региональной экономической и гуманитарной интеграции и направленное на совместное развитие экономик членов союза.
Организация обладает международной правосубъектностью и – так же, как и ЕС, – строится на так называемом «принципе четырех свобод», предусматривающем обеспечение свободы передвижения:
- капитала;
- трудовых ресурсов;
- товаров;
- услуг.
ЕАЭС — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
По сути, ЕАЭС – это логичное развитие идей восстановления межгосударственных связей, ресурсных и торговых цепочек, утративших свою актуальность вследствие развала СССР.
Страны участники ЕАЭС 2022
Cтраны-участники ЕАЭС 2024 года образуют группу из пяти постоянных членов.
- Российской Федерации;
- Кыргызской Республики;
- Республики Казахстан;
- Республики Армения;
- Республики Белоруссия.
Зона свободной торговли распространяется и на несколько сторонних государств, куда входят на данный момент пока три страны:
- Сингапур;
- Вьетнам;
- Сербия.
При этом любая страна может стать наблюдателем в ЕАЭС, хоть и не будет иметь права голоса при вынесении решений. В то же время более полусотни государств выразили желание сотрудничать с объединением.
Кроме того, любое государство имеет шанс стать членом Союза, если разделяет его идеологию и готово следовать общему договору, даже если географические особенности и экономическая ситуация не всегда располагают к полноценной интеграции.
Достижения ЕАЭС
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
- снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
- минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
- расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).
Этому способствовали:
- в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
- в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
- в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
- в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
- в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
- в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
- единая наднациональная валюта;
- парламент представителей ЕАЭС;
- нормы, определяющие внешнюю политику членов.
Главной задачей объединения является создание региона свободной торговли, в рамках которого будет обеспечиваться всесторонняя модернизация и кооперация, направленная на создание оптимальных условий для стабильного экономического развития и повышения конкурентоспособности экономик всех государств-членов союза.
Основополагающий договор о ЕАЭС
ЕАЭС строится на партнерстве и добрососедстве, предполагая равные возможности для развития. Взаимные обязательства в большей степени направлены на постепенную эволюцию связанных экономик, что, собственно, сводится всего к четырем пунктам:
- взаимные усилия по повышению конкурентоспособности на мировом рынке;
- развитие внутренней инфраструктуры во благо граждан всех стран-участниц;
- увеличение производственных мощностей (в промышленности, сельском хозяйстве, IT-секторе и т.д.);
- формирование единого рынка.
Причем еще на этапе Таможенного Союза начали создаваться нормативные акты, обязательные к исполнению для всех членов. Соответствующие требованиям товары не должны были проходить длительную проверку и попадали к покупателю в кратчайшие сроки. Облегчение трансграничной торговли стало первым шагом к реализации более сложных проектов.
Что касается принципов социальной ответственности, то свободный рынок ЕАЭС строится не только на свободном передвижении товаров и услуг. Трудовая миграция и туризм играют не менее значимую роль, особенно на фоне разветвленных межнациональных связей, когда, например, члены одной семьи могут жить в двух разных странах, а осуществлять трудовую деятельность – в третьей.
До создания ЕАЭС и без соответствующего законодательного регулирования это создавало определенные сложности. С 2015-го – благодаря действующим договорам – появилось существенное количество послаблений для граждан ЕАЭС при трудоустройстве:
- мигрантам нет нужды покупать специальные патенты;
- работодателям не нужно оформлять дополнительные разрешения;
- обязательное соблюдение трудового законодательства и полная защита иностранца;
- учет заграничного трудового стажа для начисления будущей пенсии;
- прозрачные налоговые отчисления.
Уменьшение бюрократических препон сократило и коррупционную составляющую миграции, что само по себе способствует снижению криминогенных показателей. Ведь чем больше путей для законного устройства на работу, тем меньше поводов (и возможностей!) для преступной деятельности.
Юридическое регулирование в ЕАЭС
ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:
- Высший Евразийский экономический совет – в состав ВЕЭС, как высшего наднационального органа, входят лидеры или главы правительств государств-членов союза, которые собираются для определения стратегии развития на ближайшее будущее. Руководствуясь их решениями, исполнительные органы создают правовую базу, которая впоследствии определяет нюансы взаимодействия;
- Евразийский межправительственный совет – основные полномочия ЕМС заключаются в обеспечении реализации и контроля за исполнением договора о ЕАЭС, этот орган ответственен также и за регулирование интеграционных процессов;
- Евразийская экономическая комиссия – в компетенции ЕЭК, состоящей из собственного совета и коллегии, находится полный контроль над всеми функциями ЕАЭС;
- Суд Евразийского экономического союза – в круг задач этого постоянно действующего органа входит как судебная функция (разрешение правовых споров), так и консультативная. В случае возникновения спорных ситуаций суд ЕАЭС выносит окончательный вердикт по тому, как именно трактуются международные договоренности.
Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:
- создание отраслевых департаментов;
- мониторинг экономической ситуации;
- принятие обязывающих решений.
Вся эта деятельность вкупе весьма претит Западу, и особенно – США. Так, в частности, в декабре 2012-го Х. Клинтон, занимавшая на тот момент пост госсекретаря, заявила, что США знают, в чем заключаются цели подобных союзов, и намерены работать над эффективными способами противодействия процессам интеграции на постсоветском пространстве.
Тем не менее, последнее десятилетие показало, что ЕАЭС неуклонно развивается и становится настоящим оплотом континентальной интеграции.
Вместо заключения
Организации, подобные ЕАЭС, зачастую воспринимаются как локальные явления, однако они обладают существенными преимуществами перед альтернативными объединениями. Такой союз не накладывает военных обязательств, как это происходит со странами НАТО, и не нивелирует политический суверенитет, как это происходит в Евросоюзе.
Экономика становится все более значимым инструментом международного сотрудничества, а формирование и укрепление партнерских связей остается одним из наиболее перспективных способов развития общества.
Возможно, именно поэтому все чаще высказывается идея о постепенном сближении ЕАЭС с такими объединениями, как ШОС и АСЕАН, осуществляющими свою деятельность на основе схожих принципов.
Ваш комментарий или отзыв