Что такое менеджмент — его функции и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы продолжим узнавать новые понятия из сферы экономики.
Разберем, что такое менеджмент, каковы его функции, какие виды существуют.
Менеджмент — это наука об эффективном управлении
Иностранные названия проще всего понять, сделав дословный перевод. Так, понятие «менеджмент» в переводе с английского (management) означает «управление, руководство».
Как видите, все просто: менеджмент – это управление, то есть способы и методы руководства.
В зависимости от того, чем осуществляется управление, классифицируется вид менеджмента (финансовый, стратегический и т.д.). Подробней о видах – в статье далее.
Объекты, в отношении которых осуществляется управление, могут быть самые различные:
- государственная экономическая система;
- предпринимательская хозяйственная (коммерческая) деятельность. Пример: производственное предприятие, торговая сеть и т. д.;
- некоммерческая деятельность (например, государственная система образования).
Управление – это процесс, в котором в тесном взаимодействии сотрудничают две стороны:
- лицо (группа лиц), осуществляющее руководство – это субъект менеджмента (менеджеры различного уровня: линейные руководители, менеджеры среднего уровня, топ-менеджеры);
- объект менеджмента – то, на оптимизацию чего направлены усилия субъекта менеджмента. В качестве объектов могут выступать:
- сотрудники,
- финансы,
- производственный процесс,
- реализация готовой продукции и т. д.
Цель менеджмента – сделать объект управления максимально эффективным.
По большому счету, все мы являемся менеджерами своей жизни, мы определяем ее стратегию и разрабатываем тактику, решаем поставленные задачи и получаем заслуженные результаты. Но сегодня мы рассмотрим менеджмент как систему управления в сфере экономики.
Менеджмент выделен в отдельную науку, изучающую методы руководства, разрабатывающую научно обоснованные подходы к искусству управления. Данное научное направление не предполагает «изобретение велосипеда», менеджмент использует разработки социологии, экономики, психологии, прикладной математики.
Функции менеджмента
- Планирование — определение пути развития компании, конкретизация задач выбранного пути.
- Постоянный мониторинг состояния рынка и своевременное принятие решений для стабилизации материального положения компании.
- Распределение задач между сотрудниками.
- Контроль над выполнением поставленных задач.
- Мотивация сотрудников на оптимизацию рабочего процесса и повышение производительности труда.
- Организация и сплочение коллектива сотрудников.
Очевидно, что описанные задачи решаются менеджерами различного уровня. Так, определение пути развития фирмы – это прерогатива менеджеров высшего звена, а обеспечение офиса расходными материалами – офисного менеджера.
Теперь разберем описанные функции менеджмента на примере деятельности малого предприятия, занимающегося торговлей автозапчастями. Компания небольшая, поэтому роль топ-менеджера отводится ее руководителю.
Итак, в чем суть менеджмента применительно к конкретной организации:
- определение цели: добиться повышения конкурентоспособности и, как следствие – увеличить доходность фирмы. Конкретизация задач: создать несколько дополнительных торговых точек, разнообразить ассортимент, дополнив его товарами разных ценовых сегментов;
- мониторинг рынка: отслеживать появление новых конкурентов и ассортимент их товара, снижать цены на товар в соответствии с его сезонностью;
- распределение задач: поручить создание новых точек торговли менеджеру среднего звена, имеющему подобный опыт; дать задание менеджеру по поставкам найти поставщиков, предлагающих оптимальные цены; поручить менеджеру по персоналу найти подготовленных продавцов-консультантов, знающих автомобильную специфику;
- контроль: каждый день заслушивать отчеты сотрудников, получивших задания, о ходе их выполнения;
- мотивация: гарантировать сотрудникам, выполняющим поставленные задачи, определенный процент с будущей дополнительной прибыли;
- сплочение коллектива: убедить сотрудников, что увеличение доходности компании, от которой зависит их заработная плата – это результат работы каждого, отдельно взятого работника.
Виды менеджмента (финансовый, стратегический и др.)
Принято различать несколько видов менеджмента, каждый из которых является составной частью руководства любой коммерческой компанией. Перечислим некоторые из них.
- Производственный (при ведении какой-либо коммерческой деятельности по производству товаров или предоставлению услуг). Направленность:
- обеспечение бесперебойного процесса в рамках деятельности компании;
- контроль над ходом работ и корректировка действий сотрудников при необходимости;
- контроль качества выпускаемой продукции;
- контроль работоспособности оборудования и соблюдения техники безопасности;
- контроль трудовой дисциплины, отношений внутри коллектива;
- мотивация сотрудников на повышение производительности труда и повышение их лояльности.
- Стратегический менеджмент – разработка и реализация стратегии развития компании по всем возможным направлениям, непосредственно относящимся к ее хозяйственной деятельности:
- в производстве;
- в поставках;
- в сбыте и т.д.
- Финансовый менеджмент – управление финансовыми активами компании. Главная цель финансового управления – это увеличение прибыльности и минимизация вероятности банкротства. Это достигается выполнением следующих задач:
- оптимизацией финансового оборота;
- определением реальных перспектив развития;
- минимизацией рисков, которые могут привести к снижению прибыли.
- Управление персоналом – решение задач, связанных с подбором квалифицированных кадров для успешной деятельности компании.
- Маркетинговое управление – постановка и решение задач, связанных с максимизацией прибыли от производимой продукции (услуг).
- Инвестиционный менеджмент – определение плана привлечения инвестиций со стороны и грамотного вложения собственных финансовых средств.
- Риск-менеджмент (управление рисками) – принятие управленческих решений, направленных на минимизацию негативных последствий при неблагоприятном развитии событий, вплоть до корректировки выбранной стратегии развития компании.
- Инновационный менеджмент подразумевает поиск и внедрение новых технологий.
- Информационный менеджмент предполагает решение следующих задач:
- координирование информационных потоков о компании для внешних пользователей (реклама);
- сбор информации для успешной деятельности компании (сведения о состоянии рынка, конкурентах и т. д.);
- ведение делопроизводства;
- систематизация и контроль документооборота.
- Экологический менеджмент – выполнение мероприятий и программ по защите окружающей среды от потенциального вреда, который может быть причинен производственным процессом.
Рассмотреть в одной статье все аспекты менеджмента невозможно, но, надеюсь, что общее представление о данной отрасли экономики вы сумели получить из этой небольшой статьи.
Комментарии и отзывы (5)
У нас таких людей называют руководителями или управленцами, а менеджер в нашей стране — это обычный продавец, так уж сложилось.
У нас если менеджмент и развит, то только в крупном бизнесе, в мелком же всё делают по наитию, ибо на грамотных специалистов средств не хватит, отсюда и проигрыш в конкурентной борьбе и невозможность дальнейшего развития предприятия.
В наших ВУЗах уже готовят менеджеров, но судя по тому, что многие предприятия разоряются, то ли готовят этих специалистов плохо, то ли в нашей стране среда для бизнеса отвратительная.
В России менеджмент не прокатит, поскольку в мозгах у руководителей сидит авторитаризм, а менеджмент с таким стилем управления явно несовместим.
Во времена СССР никакого менеджмента не было и всё прекрасно работало, наша страна была второй экономикой мира, а сейчас просто слёзы.
Ваш комментарий или отзыв