Что такое менеджмент — определение, функции, виды, направления, на каких принципах основан, обучение

Обновлено 26 апреля 2024 Просмотров: 55 540 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы продолжим узнавать новые понятия из сферы экономики.

Разберем, что такое менеджмент, каковы его функции, какие виды существуют.

Менеджмент

Определение понятия менеджмент — что это

Менеджмент — это совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий. Менеджмент представляется в качестве процесса, окончанием или же его результативной точкой является конкретный результат в виде полученной продукции и достигнутых результатов.

Иностранные названия проще всего понять, сделав дословный перевод. Так, понятие «менеджмент» в переводе с английского (management) означает «управление, руководство».


Как видите, все просто: менеджмент – это управление, то есть способы и методы руководства.

В зависимости от того, чем осуществляется управление, классифицируется вид менеджмента (финансовый, стратегический и т.д.). Подробней о видах – в статье далее.

Менеджмент это..

Объекты, в отношении которых осуществляется управление, могут быть самые различные:

  1. государственная экономическая система;
  2. предпринимательская хозяйственная (коммерческая) деятельность. Пример: производственное предприятие, торговая сеть и т. д.;
  3. некоммерческая деятельность (например, государственная система образования).

Три составляющих

Управление – это процесс, в котором в тесном взаимодействии сотрудничают две стороны:

  1. лицо (группа лиц), осуществляющее руководство – это субъект менеджмента (менеджеры различного уровня: линейные руководители, менеджеры среднего уровня, топ-менеджеры);
  2. объект менеджмента – то, на оптимизацию чего направлены усилия субъекта менеджмента. В качестве объектов могут выступать:
    1. сотрудники,
    2. финансы,
    3. производственный процесс,
    4. реализация готовой продукции и т. д.

Цель менеджмента – сделать объект управления максимально эффективным.

По большому счету, все мы являемся менеджерами своей жизни, мы определяем ее стратегию и разрабатываем тактику, решаем поставленные задачи и получаем заслуженные результаты. Но сегодня мы рассмотрим менеджмент как систему управления в сфере экономики.

Менеджмент выделен в отдельную науку, изучающую методы руководства, разрабатывающую научно обоснованные подходы к искусству управления. Данное научное направление не предполагает «изобретение велосипеда», менеджмент использует разработки социологии, экономики, психологии, прикладной математики.

Функции менеджмента

  1. Планирование — определение пути развития компании, конкретизация задач выбранного пути.
  2. Постоянный мониторинг состояния рынка и своевременное принятие решений для стабилизации материального положения компании.
  3. Распределение задач между сотрудниками.
  4. Контроль над выполнением поставленных задач.
  5. Мотивация сотрудников на оптимизацию рабочего процесса и повышение производительности труда.
  6. Организация и сплочение коллектива сотрудников.

Очевидно, что описанные задачи решаются менеджерами различного уровня. Так, определение пути развития фирмы – это прерогатива менеджеров высшего звена, а обеспечение офиса расходными материалами – офисного менеджера.

Уровни менеджмента

Теперь разберем описанные функции менеджмента на примере деятельности малого предприятия, занимающегося торговлей автозапчастями. Компания небольшая, поэтому роль топ-менеджера отводится ее руководителю.

Итак, в чем суть менеджмента применительно к конкретной организации:

  1. определение цели: добиться повышения конкурентоспособности и, как следствие – увеличить доходность фирмы. Конкретизация задач: создать несколько дополнительных торговых точек, разнообразить ассортимент, дополнив его товарами разных ценовых сегментов;
  2. мониторинг рынка: отслеживать появление новых конкурентов и ассортимент их товара, снижать цены на товар в соответствии с его сезонностью;
  3. распределение задач: поручить создание новых точек торговли менеджеру среднего звена, имеющему подобный опыт; дать задание менеджеру по поставкам найти поставщиков, предлагающих оптимальные цены; поручить менеджеру по персоналу найти подготовленных продавцов-консультантов, знающих автомобильную специфику;
    Коллектив
  4. контроль: каждый день заслушивать отчеты сотрудников, получивших задания, о ходе их выполнения;
  5. мотивация: гарантировать сотрудникам, выполняющим поставленные задачи, определенный процент с будущей дополнительной прибыли;
  6. сплочение коллектива: убедить сотрудников, что увеличение доходности компании, от которой зависит их заработная плата – это результат работы каждого, отдельно взятого работника.

Виды менеджмента (финансовый, стратегический и др.)

Принято различать несколько видов менеджмента, каждый из которых является составной частью руководства любой коммерческой компанией. Перечислим некоторые из них.

  1. Производственный (при ведении какой-либо коммерческой деятельности по производству товаров или предоставлению услуг). Направленность:
    1. обеспечение бесперебойного процесса в рамках деятельности компании;
    2. контроль над ходом работ и корректировка действий сотрудников при необходимости;
    3. контроль качества выпускаемой продукции;
    4. контроль работоспособности оборудования и соблюдения техники безопасности;
    5. контроль трудовой дисциплины, отношений внутри коллектива;
    6. мотивация сотрудников на повышение производительности труда и повышение их лояльности.
  2. Стратегический менеджмент – разработка и реализация стратегии развития компании по всем возможным направлениям, непосредственно относящимся к ее хозяйственной деятельности:
    1. в производстве;
    2. в поставках;
    3. в сбыте и т.д.
    Только после разработки определенной стратегии возможно определение тактики, а именно: постановка конкретных задач и их планомерное решение.
  3. Финансовый менеджмент – управление финансовыми активами компании. Главная цель финансового управления – это увеличение прибыльности и минимизация вероятности банкротства. Это достигается выполнением следующих задач:
    1. оптимизацией финансового оборота;
    2. определением реальных перспектив развития;
    3. минимизацией рисков, которые могут привести к снижению прибыли.
      Ударим по кризису
  4. Управление персоналом – решение задач, связанных с подбором квалифицированных кадров для успешной деятельности компании.
  5. Маркетинговое управление – постановка и решение задач, связанных с максимизацией прибыли от производимой продукции (услуг).
  6. Инвестиционный менеджмент – определение плана привлечения инвестиций со стороны и грамотного вложения собственных финансовых средств.
  7. Риск-менеджмент (управление рисками) – принятие управленческих решений, направленных на минимизацию негативных последствий при неблагоприятном развитии событий, вплоть до корректировки выбранной стратегии развития компании.
  8. Инновационный менеджмент подразумевает поиск и внедрение новых технологий.
  9. Информационный менеджмент предполагает решение следующих задач:
    1. координирование информационных потоков о компании для внешних пользователей (реклама);
    2. сбор информации для успешной деятельности компании (сведения о состоянии рынка, конкурентах и т. д.);
    3. ведение делопроизводства;
    4. систематизация и контроль документооборота.
  10. Экологический менеджмент – выполнение мероприятий и программ по защите окружающей среды от потенциального вреда, который может быть причинен производственным процессом.

Рассмотреть в одной статье все аспекты менеджмента невозможно, но, надеюсь, что общее представление о данной отрасли экономики вы сумели получить из этой небольшой статьи.

Комментарии и отзывы (5)

Илья

У нас таких людей называют руководителями или управленцами, а менеджер в нашей стране — это обычный продавец, так уж сложилось.

Павел

У нас если менеджмент и развит, то только в крупном бизнесе, в мелком же всё делают по наитию, ибо на грамотных специалистов средств не хватит, отсюда и проигрыш в конкурентной борьбе и невозможность дальнейшего развития предприятия.

Андрей

В наших ВУЗах уже готовят менеджеров, но судя по тому, что многие предприятия разоряются, то ли готовят этих специалистов плохо, то ли в нашей стране среда для бизнеса отвратительная.

Сергей

В России менеджмент не прокатит, поскольку в мозгах у руководителей сидит авторитаризм, а менеджмент с таким стилем управления явно несовместим.

Александр

Во времена СССР никакого менеджмента не было и всё прекрасно работало, наша страна была второй экономикой мира, а сейчас просто слёзы.

Ваш комментарий или отзыв