Что такое нация — определение, отличие понятия нация в обществознании от этноса и национальности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человечество любит делиться на группы: это позволяет яснее обозначить круг тех, с кем безопасно общаться, вступать в экономические отношения или разделять быт. Однако все чаще причиной конфликтов даже внутри одного общества становятся национальные вопросы.
И это понятно: все правительства, хотя и в разной степени и различными методами, так или иначе регулируют «национальные» атрибуты своих граждан – язык, образование, семейные институты, отношение к спорту и т.д. То есть, ту самую социально-культурную идентичность, в которой, по большому счету, и заключается сущность нации. Однако не все здесь просто и однозначно…
Определение и происхождение понятия Нация — что это в обществознании
О неоднозначности подходов к пониманию нации поговорим чуть ниже, а пока остановимся на трактовке, которую можно считать общеупотребительной:
Нация – это крупномасштабное сообщество, большая группа людей, которых объединяет общая исторически устойчивая культурная идентичность, превалирующая в пределах определенной территории.
В этом контексте нация чаще всего указывает на совокупность людей, обладающих гражданством того или иного государства, хотя на практике в этническом и культурном плане отождествляется с понятием «народ», подразумевая некую национальную и/или генетическую общность.
Нация в обществознании — это все граждане определённой страны, независимо от их культурных и этнических различий. По-другому это определение звучит как «гражданская нация».
Для того, чтобы отнести людей к определённой нации, необходимо, чтобы у них были общие:
- территория проживания;
- язык;
- традиции и культура;
- национальное самосознание;
- менталитет, то есть образ мышления;
- историческая судьба.
С точки зрения лингвистики второй вариант представляется более правильным, поскольку латинский понятийный маркер «natio» включает в себя несколько близких значений:
- происхождение;
- рождение;
- племя;
- народ.
Однако специалисты отмечают, что существуют разные подходы к определению и пониманию нации. Рассмотрим основные из них:
- государственность: «нация – это все граждане какого-либо государства»;
- этническая принадлежность: «нация – это определенная социальная общность, объединяемая языком, экономикой, территориями, культурой»;
- естественная идентичность: «нация – это группа людей, живущих на определенной территории и связанных между собой общей историей, языком, религией, и я – часть этой группы».
Какой из вариантов наиболее релевантный, не скажут даже сами эксперты. И это понятно, поскольку в реальном мире просто не существует общности людей с четкими, однородными и ярковыраженными признаками, характеризующими нацию вообще:
- в состав нации могут входить как одна, так и несколько национальностей;
- нация позиционирует себя как сплоченная единица;
- нация обладает не только определенными территориями и собственным правительством, но также большими размерами, политической организованностью и независимым статусом.
Благодаря этим признакам каждая нация есть и будет оставаться уникальной как минимум по своему составу, особому характеру и «национальным» достоинствам.
Неоднозначность термина «нация» и его отличие от этноса
Сформулировать понятие нации впервые попытались лишь в XIV веке. Студенты средневековых университетов закладывали основы культурологии и политологии, а потому старались выделить те особенности, которые свойственны разным народам.
И только в XVI веке понятие обрело политическую формулировку, появившуюся в результате развития европейских научных традиций: нация, в отличие от этноса, – сугубо политический конструкт.
Зарождение такого тезиса обусловлено появившимся чуть ранее понятием «национальное государство». Примечательно, что до этого на западноевропейских территориях жили люди самой разной этнической принадлежности, которые вместе с укреплением капитализма объединялись в государства и таким образом образовывали нации.
То есть, изначально слово использовалось для обозначения общности, связанной с гражданством. Хотя на сей счет существуют два противоположных подхода, авторами которых стали:
- конструктивисты;
- примордиалисты.
Первые считают, что формированию наций способствовало развитие науки и культуры. По их мнению, ученые, политики и художники формировали культурный пласт, который послужил основой для последующего объединения в сообщества.
Исходя из этого, получается, что этническая составляющая не имеет никакого отношения к современным государствам, даже если всего несколько сотен лет назад можно было четко отделить предков нации от других народов по фено- или генотипу.
Вторые же называют становление государства сугубо биологическим феноменом, когда этнос обретает «народный дух», достаточно сильный для создания крупной административной единицы. Увы, данный подход весьма охотно практиковался в контексте шовинистических теорий начала и середины XX века. Поэтому с 1950-х начал терять позиции в научных кругах.
Четкую грань между этносом и нацией проводят дисциплины, в рамках которых вручаются награды и докторские степени за исследование соответствующей области. Если точнее:
- этнология – исторические и социологические науки, культурология;
- нация и национализм – политология.
Попытка же объединить два направления в одном исследовании может натолкнуться на обвинения в разжигании ненависти как на расовой, так и на смежной почвах.
Нация и культурное многообразие
Нация в современном понимании формируется множеством путей и может быть моно- и полиэтнической. Как раз поэтому попытки связать государственность с конкретным народом часто проваливаются. Яркими историческими и политическими примерами считаются три страны:
- Германия;
- Россия;
- США.
Еще в XIX веке несколько народностей, говоривших на одном языке, обладали выраженной идентичностью. Но после произошедших реформ появилась сакраментальная немецкая нация как классический пример объединения на основе экономического и культурного единства.
Появление Руси из разрозненных славянских племен происходило схожим образом. Но специалисты указывают на более поздний период, когда свежесозданный русский этнос, собиравший воедино малые народности, начал формировать вокруг себя русскую/российскую нацию.
Из-за культурных особенностей и русскоязычной терминологии бывает сложно разделить этническую, политическую и историческую составляющие в самоидентификации конкретного представителя такой нации. Пример используют для иллюстрации объединения через политику.
В то же время США образовались практически на пустом месте из мигрантов и колонистов, для которых ключевыми были принципы республиканского государственного устройства и демократические свободы. Ярко выраженная идеологическая американская нация.
Впрочем, известны случаи создания нации через сепарацию. Периоды распадов Российской империи и СССР сопровождались появлениями новых государств с новыми политическими нациями, которые до того существовали лишь в качестве этно-культурных меньшинств в составе крупных держав.
Отличие понятия нация от национальности
Национальность – термин, обычно отождествляемый с гражданством и указывающий на представителя политической нации. Вот только на территории Союза под национальностью подразумевали этническую принадлежность. Поэтому для англоязычной культуры пара из нации/национальности более-менее очевидна:
- США – американская, американец;
- Великобритания – британская, британец;
- Канада – канадская, канадец и т.п.
А вот в России с этим возникнут терминологические сложности, поскольку граждане не выводят национальность из нации, а рассматривают эти категории в качестве самостоятельных. Россияне представляют российскую нацию отнюдь не в качестве национальности (разве что для иноязычных граждан). Вместо этого используются основанные на этнической принадлежности такие слова, как:
- русский;
- украинец;
- белорус;
- татарин и пр.
И таких вариантов – около двух сотен! Впрочем, многие просто указывают русскую национальность, предполагая политическую общность с единой историей и культурой в составе России на протяжении многих веков.
Вместо заключения
Нация – камень преткновения, который нередко приводит дискуссию на грань уголовного преступления. Если ученые рассматривают национальность в качестве занятного эпизода в развитии общества, то на бытовом уровне обычно говорят о национальных достоинствах и недостатках, пытаясь указать на некий идеальный образец.
Есть ли смысл апеллировать к «коллективной ответственности», низводя конкретную личность до стереотипов о социальной группе? Возможно, стоит оставить громкие заявления этнологам и политологам, а окружающих рассматривать индивидуально – в качестве людей?
Ваш комментарий или отзыв