Что такое конфессия – определение, актуальность понятия, сфера употребления, отличие от религии

Обновлено 21 апреля 2024 Просмотров: 88 207 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопросы веры и религии в целом постепенно отходят на второй план, закономерно уступая место борьбе за политическое влияние, социальные права, экономическое доминирование. Однако даже в этот период продолжается развитие и укрупнение различных религиозных организаций.

Молитва

Сегодня то и дело появляются новые учения, при этом старые разбиваются на дополнительные ответвления и превращаются в движения или течения. В чем суть конфессиональных различий, разберемся вместе.

Определение понятия «конфессия»: значение, происхождение, употребление

Для начала уточним, что рассматриваемый термин используется для обозначения религиозных течений или объединения людей, к ним принадлежащих. Своими корнями он уходит к латинскому понятийному маркеру «confessio», обладающему несколькими близкими по смыслу значениями:

  1. признание;
  2. сознание;
  3. исповедание.

Этот маркер, в свою очередь, выведен из глагола «confiteri», подразумевающего признание чего-либо, в том числе и исповедование определенного учения.

Таким образом, в лингвистическом смысле конфессия – это совокупность определенных особенностей того или иного вероисповедания в рамках какого-либо религиозного учения. Термин употребляется и для указания на чью-то принадлежность к церкви или религиозной общине.

Лишь через некоторое время, в период активного роста числа государств-теократий, слово «конфессия» стало употребляться для обозначения вообще всех возможных учений, что и обусловило появление нескольких не всегда тождественных трактовок:

  1. осознанная принадлежность к определенной религии;
  2. ответвление от общей религии со своими особенностями;
  3. самостоятельное религиозное объединение.
Определение

Первый вариант считается устаревшим и практически не используется в наши дни. Хотя раньше, например, мусульман могли назвать «людьми исламской конфессии». При этом на практике использовались две равноправных формулировки:

  1. принадлежит [название в родительном падеже] конфессии;
  2. исповедует [название в винительном падеже] веру.

Как видите, четкого определения конфессий не существовало – подразумевалось лишь некое отличие в молитвах, в обрядах, в божествах и т.п. И только с течением времени термин обрел современные черты.

Конфессия как глобальное явление

И когда конфессиями называют все существующие вероисповедания, в этом нет ошибки. В широком смысле подразумеваются обычно все мировые религии, и в первую очередь это:

  1. христианство (особенно католицизм и православие);
  2. ислам;
  3. иудаизм;
  4. буддизм.

Из-за некоторых определений, касающихся понятия религии, может сложиться впечатление, что буддизм в списке лишний. Действительно, первые три относятся к авраамическим религиям и по сути исходят из смешения установок мифологического, философского, исторического толка, тогда как индийская традиция кажется абсолютно автономной.

Религии

Дело в том, что со временем веру начали воспринимать в качестве некоего общего социального и культурного явления. И теперь даже никак не связанные религиозные направления стали именоваться конфессиями, подразумевая учения о мистической подоплеке мироздания.

Проблемы с разделением на конфессии возникают и на низовом уровне. На примере того же христианства обычно выделяют:

  1. католицизм;
  2. православие;
  3. протестантизм.

Несмотря на такое – упрощенное – деление на три конфессии в рамках одной церкви, на самом деле речь идет всего лишь о разных по вероисповеданию общинах. Тем не менее, размежевание византийских и римских верующих совершенно не учитывает выделившиеся из общего учения и существовавшие задолго до раскола:

  1. Ассирийскую церковь Востока;
  2. ориентальные православные церкви.

Крупные конфессиональные группы предпочитают объявлять новые ответвления еретическими или вовсе не признают их в качестве самостоятельной религиозной единицы, поэтому впоследствии такие ответвления сами разделяются на меньшие учения.

В свете этого становится очевидным, что любые попытки классификации – не более чем условность, используемая в большей степени для удобства в рамках конкретной дискуссии.

Конфессии и юридические тонкости

Храмы

В современном мире принадлежность к той или иной конфессии не является чем-то значимым в глазах государства. Большинство стран применяет законы ко всем гражданам одинаково, даже если правовая база основана на конкретной религиозной традиции.

Храмы

Однако в прошлые века вероисповедание считалось одной из ключевых характеристик гражданина, по которой определялись его возможности:

  1. право занимать определенную должность;
  2. перечень уплачиваемых налогов;
  3. возможность селиться на определенной территории;
  4. право на владение имуществом и т.п.

Так, в Российской империи до реформ 1905 года внеконфессиональный статус гражданина не был предусмотрен, при этом неправославные должны были уплачивать дополнительные налоги.

В Европе же в Средние века еврейские гетто формировались именно на основе религиозной принадлежности – исповедовавшим иудаизм власти предписывали селиться в специально отведенном месте. Отречение от прежней веры нередко меняло правовой и социальный статус человека.

Сейчас большинство правительств не накладывает никаких ограничений на простого человека, хотя организации остаются под контролем. Например, в России существует перечень признанных (зарегистрированных) религиозных групп, которые могут заниматься соответствующей деятельностью.

Карусели

Но если церковь или аналогичное объединение созданы за границей, они также имеют право открыть свое представительство – просто без соответствующего статуса не получится «окормлять» верующих официально. Это ограничения не конфессионального, но юридического характера, поскольку всегда можно пройти регистрацию и получить полные права.

Кроме того, есть некоторые ограничения для организаций, признанных экстремистскими, иным образом нарушающих законы страны, как это произошло с общиной «Свидетели Иеговы», деятельность которой запретили по представлению Минюста РФ.

Вместо заключения

Конфессии могут различаться кардинально или быть похожими до степени смешения. Нет никакой разницы, во что верит человек, если это не мешает окружающим и не нарушает закон. Главное – не пытаться навязывать окружающим свои убеждения, и тогда разные религии смогут без проблем уживаться рядом.

Ваш комментарий или отзыв