Что такое Апофеоз — значение слова и сфера его употребления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Одно из самых ярких доказательств пресловутого богатства русского языка – колоссальный пласт слов, пришедших в наш словарь из других наречий.
Некоторые, особенно американизмы, проникли в русскую речь относительно недавно, другим же – более трех тысяч лет.
Не совсем обыденное в повседневном общении, слово «апофеоз» интересно и само по себе, и тем, что интригует своей неординарной историей.
Итак, разберемся вместе, что такое апофеоз и в каких значениях используется это понятие.
Определение понятия Апофеоз — что это
У слова «апофеоз» есть несколько значений:
- Обожествление, причисление греческих героев и римских императоров к лику богов.
- Заключительная массовая сцена театрального действа.
- Высшая стадия развития чего-либо, кульминация.
- Прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события.
Примечательно, что сейчас это слово пустило корни в самых разных сферах и, в зависимости от этого, приобрело хоть и родственные, но все же различные оттенки значения.
В классическом толковании считается, что апофеоз – это возвеличивание, превозношение, прославление конкретного человека, события или явления.
С древнегреческого языка «apotheosis» переводится как «причисление к богам (обожествление), и это значение – на те времена единственное – сохранялось в античных цивилизациях Эллады и Древнего Рима.
При этом само слово на письме впервые появилось только в трудах Цицерона (I век до н.э.), хотя есть доказательства, что понятие апофеоза уже существовало и использовалось в литературном языке древних эллинов – современников Гомера.
А это было примерно в VIII-VII веке до н.э., в эпоху расцвета культуры фессалийских племен, населявших местность Грея на территории Средней Греции.
Чаще всего, как уточняет Т.Ф.Ефремова в своем новейшем толковом словаре:
слово «апофеоз» использовалось по отношению к процессу возвеличивания государственных деятелей, выдающихся героев или людей, которые считались избранными.
В Древней Греции даже был узаконен ритуальный обряд по возвеличиванию смертного человека, который наделял его статусом божества. Люди верили, что после смерти эти герои отправлялись на небеса и там становились настоящими богами.
Так произошло, в частности, с могучим фиванским героем Гераклом, который взошел живым на погребальный костер, вознесся на Олимп, был принят богами как равный и за свои славные дела причислен к божественному пантеону.
Другой пример – обожествление еще при жизни римского императора Гая Юлия Цезаря, которого народ почитал как богоизбранного, а после кончины в его честь возвели храм со специально приписанным к нему жрецом, что считалось одной из высочайших божественных почестей.
Это и называли апофеозом.
Апофеоз в зависимости от сферы употребления
С тех пор обожествление человека практиковалось до самой эпохи Возрождения .
Особые почести воздавались не только римским императорам, но и военачальникам, предводителям колоний и даже их фаворитам.
В честь «богоизбранных» устраивали праздничные гуляния и торжественные церемонии, им поклонялись как божествам, отливали статуи, в их честь приносили жертвы и называли детей.
С приходом христианства и усилением влияния католической церкви смысловая нагрузка апофеоза как явления несколько изменилась. Теперь этот процесс возвеличивания приобрел и религиозное значение, хотя сама идея приравнивания смертного человека к божествам утратила актуальность .
Если обратиться к библеистике, то там апофеозом названо обожествление ветхозаветного святого Илии, которого взяли на небеса живым, переместив из огненной колесницы в божественный вихрь.
Верующим известен и другой апофеоз – вознесение Пресвятой Богородицы, которую на сороковой день после успения (кончины) короновали Царицей Небесной.
Затем, в разгар Средневековья, апофеоз как обожествление смертных постепенно уступил место другим явлениям и процессам возвеличивания.
Так, в католицизме появился обряд беатификации (когда умершего причисляли к лику блаженных), служивший своеобразным предварительным этапом для последующей канонизации.
Однако к началу XIV века (Ренессанс), когда европейская культура стала обретать все более светский характер, термин «апофеоз» начали использовать и в искусстве, в основном когда речь шла о вознесении на небеса душ умерших.
Обычно это были сферы, объединенные сходными особенностями выражения и восприятия:
- живопись;
- театр;
- литература.
Апофеоз – это всегда торжественность, которая строится на выразительности, помпезности, яркости. В античном театре (да и в эпоху Ренессанса) апофеоз традиционно выносили в заключительные акты.
Так, например, в «Метаморфозах» Овидия бог Юпитер, влюбленный в нимфу Каллисто, вознес ее и своего сына на небо, чтобы никогда с ними не разлучаться. Там он превратил их в россыпь ярких звезд: свою возлюбленную – в Большую Медведицу, а сына Аркада – в созвездие Волопаса.
Эта традиция античных театралов называть апофеозом постановочную кульминацию, неизменно выносимую в заключительную (финальную) сцену, сохранилась и явно прослеживается в современных спектаклях.
Характерный пример – сцена из «Жизни Царя» Михаила Глинки. Сегодня это явление распространяется и на концерты, и на цирковые представления, и на массовые праздничные программы.
В театральных постановках и концертных кульминационных сценах всегда используются лучшие и самые грандиозные декорации, яркие костюмы, величественная музыка и проникновенные тексты.
Чуть позже, на рубеже XVIII-XIX веков, апофеозом начали называть и короткую сцену в конце представления, посвященную восхвалению автора и/или постановщиков.
Что касается живописи, то художники «Золотого века» традиционно изображали именитых военачальников, политических деятелей, монархов в роскошных одеждах, которые устремлялись к небу на золотых колесницах.
Голову главного героя, как правило, украшал золотой шлем, богатая корона или просто нимб яркого света.
Такого рода полотна писались как при жизни заказчика, так и после его кончины. В числе героев наиболее известных произведений «апофеозной» живописи можно назвать таких людей, как:
- Великого герцога Тосканы Козимо I, основателя династии Медичи;
- «Богоданного» Людовика XIV, ярого приверженца принципа божественных прав королей;
- Генриха IV Наваррского, положившего конец Гугенотским войнам и даровавшего протестантам свободу вероисповедания;
- римско-германского императора Леопольда I, освободившего Венгрию и Вену от турецких притязаний и заметно укрепившего империю.
Тема апофеоза сохранилась и в классицизме, хотя религиозная подоплека уже практически исключалась.
Востребованы были работы художников, изображавших возвеличивание Наполеона и его потомков, а также в США – фрески и диорамы, выполненные в духе «Апофеоза Вашингтона», сюжетные сцены которого украшают ротонды Капитолийского дворца.
Современное значение слова апофеоз
Сейчас слово «апофеоз» чаще всего используется в значении «кульминация» и «прославление», и особенно четко это прослеживается в литературе, связанной с возвышением и прославлением героя повествования.
Впрочем, апофеозом могут называть и конкретное произведение, которое считается лучшим в том или ином жанре.
Комментарии и отзывы (1)
Ещё я слышала от наших юмористов со сцены выражение апофеоз апофигея. И в связи с ним приходит на память событие недавнее. Когда один глава государства (не будем имя его называть) вписал свою семью в икону. Ну хоть нимбами головы не увенчаны — и на том спасибо. Мне интересно, сколько денег отвалил заказчик художнику за этот апофеоз... или всё-таки апофеоз апофигея?
Ваш комментарий или отзыв