Что такое Вакханалия — определение, историческое и современное значение слова (в переносном смысле)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Заслышав слово «вакханалия», все мы, так или иначе, догадываемся, о чем идет речь.
Однако традиционное понимание этого термина чревато, как правило, не слишком удачными ассоциациями, связанными в первую очередь с жутковатым прошлым одной из величайших цивилизаций мира.
Правда, далеко не всегда эти ассоциации вытекали из оргических празднеств под покровом ночи, когда римские женщины собирались где-то на природе и вершили свои таинственные мистические ритуалы.
Когда-то вакханалии обладали более приличным смыслом, а сам термин использовался в значении «иметь религиозный опыт» и/или «практиковать определенные религиозные ритуалы».
Под этим подразумевался некий эзотерический опыт сближения с Богом, благодаря которому человек превращался в бакхе (или бакхос) – избранного, посвященного, того, кому покровительствует бог Бахус.
Так как же случилось, что это определение утратило свой первоначально невинный смысл и приобрело новое значение, откровенно пошлое и никак не вписывающееся в рамки приличия? Вот в этом мы сегодня с вами и разберемся.
Определение понятия Вакханалия — что это означает
В современном русском языке слово «вакханалия» означает крайнюю степень разгула, беспорядка. В историческом контексте вакханалиями называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.
Древний Рим всегда ассоциируется с высокоразвитой культурой и дошедшими до наших дней великолепными архитектурными решениями, воплощенными в прекрасных храмах, дворцах, театрах и замысловатых акведуках.
Однако мало кому известно о менее примечательных и не таких уж славных традициях этой могущественной цивилизации, про которые не любят упоминать даже самые беспристрастные историки и педантичные антропологи.
Вакханалия как явление зародилась еще в эпоху эллинизма, но только к началу II века до нашей эры традиция, скрываемая под этим словом, обрела оргиастические черты и распространилась с региона Лацио на северо-запад к тосканским этрускам, а затем и по всей Италии.
Сами древние римляне называли этот обычай «bacchanalia», придавая ему вполне невинный смысл и трактуя как «хорошее времяпрепровождение».
Италийская культура, развивавшаяся параллельно и под влиянием культуры Древней Греции, не могла не впитать в себя некоторые элементы, связанные с религией вообще и отдельными культами.
Греческий Дионис, особо почитаемый как рождавшийся трижды бог вина, дарящий к тому же вдохновение и религиозный экстаз, стал своеобразным прототипом римского Вакха – бога растительности, покровительствующего не только виноградарям и виноделам, но и творческим личностям.
Неудивительно, что культ этого божества, «отвечающего» за производительные силы природы, рьяно поддерживали римские женщины, свершавшие религиозные ритуалы в честь Вакха в сооруженных на скорую руку святилищах где-нибудь в заброшенном подземелье.
Со временем вакханок становилось все больше, и такие святилища уже не подходили для отправления служб.
Изначально вакханалии проводились редко, причем только ночью и втайне от непосвященных. Ритуал совершали всего раз в году – в марте, 16 или 17 числа.
Традиционно жрицы Вакха собирались на небольшой поляне в оливковой роще Симилии, что раскинулась по болотистым склонам Авентинского холма в окрестностях Рима.
Туда могли приходить только женщины, которые зажигали много факелов или разводили большой костер, а затем устраивали ритуальные хороводы (иногда с песнопениями) и, таким образом, восхваляли Вакха.
Когда запрет для мужчин исчез, вакханалии стали проводиться чаще, пока частота отправления служб не достигла нескольких раз в месяц – по некоторым источникам, один-два ритуала в неделю.
Как сами вакханки, так и мужчины, допущенные к вакханалиям, отдавали должное не только хорошему вину, но и разнообразным плотским утехам.
Нередко такие оргии приводили к ожесточенным спорам, массовым потасовкам с увечьями и даже к убийствам. Насилие на этих праздниках становилось обычным делом.
Чуть позже вакханалии переросли из закрытых и тайных празднеств в народные шествия с последующим безудержным весельем, длившемся целую ночь как минимум.
Эти разнузданные мистерии сопровождались исступленным разгулом, в котором соединялись низшие животные инстинкты, дикий триумф природных начал и освобождение страстей от оков цивилизации.
Спустя три столетия места проведения праздника в честь Вакха стали служить и своеобразной авансценой для политических интриг.
Почему?
- Во-первых, в вакханалиях могли участвовать практически все слои населения, включая высокопоставленных чиновников и сенаторов.
- Во-вторых, на этих праздниках заинтересованные в переменах деятели стали строить заговоры, планировать и даже осуществлять политические убийства.
Из-за дурной славы этих разгульных празднеств Сенат вынужден был принять конкретные меры по противодействию любым мистическим сборищам и тайным культам любого толка, что и было сделано в 186 году.
Сенатское постановление «Consultum de Bacchanalibus» было распространено по всей империи и однозначно запрещало проводить вакханалии.
Этот исторический факт подтверждается соответствующей надписью на бронзовой табличке, обнаруженной в одной из монастырских библиотек Калабрии в первой половине XVII века.
Сейчас артефакт хранится в венском музее и напоминает о множестве заточений, ссылок и казней, осуществленных за нарушение этого постановления.
Вакханалия — что это в искусстве
Несмотря на запреты Сената, традиция вакханалий сохранялась во многих уголках империи, особенно в южной части Италии, где она, собственно, и зародилась.
История этого праздника записывалась и передавалась из поколения в поколение, однако со временем значение термина стало шире и сейчас это слово можно услышать даже в обыденной речи.
Что касается специфических сфер употребления, то:
- в хореографии вакханалия – это статичная живая заставка или целая вводная сцена, предваряющая первый акт балета или оперы. Такая «картинка» чаще всего несет посыл всеобщего опьянения и веселья, напоминающего вакханалию в ее античном понимании;
- в музыке это может быть оживленный эпизод в стремительном темпе, характер исполнения – темпераментный, с элементами хаотического нагромождения (какофонии);
- в живописи подавляющее большинство полотен, изображающих празднество вакханалии, появляется в эпоху Возрождения . Самые заметные работы – «Вакханалия» фламандца П.Рубенса, «Андрийские вакханалии» Тициана Вечеллио и «Вакханалия» Алессандро Маньяско.
Эта тема изредка проявляется и в живописи XIX-XX вв., но чаще всего в «заказных» работах – как, например, у немецкого импрессиониста Ловиса Коринта, французского живописца Вильяма Бугро и швейцарского литографа Конрада Гроба.
Что это означает в переносном смысле
Сейчас слово «вакханалия» используется больше в переносном смысле, который сохранил свое малоприятное историческое значение.
Так обычно называют оголтелые вечеринки, безнравственные «рейвы» и частные празднества, сопровождаемые чрезмерным весельем, пьянством, шумом и безудержным разгулом.
Комментарии и отзывы (2)
Разве культурное действо можно назвать таким словом как вакханалия? Ну а фильм Калигула смотрели все неприличные люди и мы тогда узнали, чем ещё Древний Рим был славен помимо юриспруденции и красивой архитектуры.
Вакханалией называют всякое уродство по отношению трезвому и рациональному поведению. Типа — чо вы тут за *игню устроили? Так скажет обычный работяга. А учительница в школе может сказать детям после активной перемены в классе — Что вы тут за вакханалию устроили? Ну, типа она культурная! Но смысл тот же. Так что такие словечки вставляет богема или мнящие себя «культурной прослойкой» гомо сапиенсы! 🙂
Ваш комментарий или отзыв