Что такое выручка

Обновлено 16 января 2024 Просмотров: 188 463 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экономика – это строгая наука, и незнание ее основных постулатов может обернуться серьезной проблемой для предпринимателя любого уровня.

Выручка

Поэтому в этой статье мы разберемся, что такое выручка, как она рассчитывается, и чем она отличается от прибыли.

Определение выручки — что это

«Выручка» – это производная от слова «выручать» (получать). Допустим, вы продали какой-либо товар или предоставили услугу и за это получили деньги. Это и есть выручка.


Важно: полученные денежные средства могут быть в любой форме – наличные деньги или деньги, зачисленные на банковский счет (кредитную или дебетовую карту). Даже если вы продали товар (услугу), но деньги получите позже (например, при присутствии такого условия в договоре купли-продажи или договоре поставки), то все равно эти гипотетические денежные средства считаются выручкой.

Что такое выручка

Все виды дохода в нашем государстве облагаются налогом. Поэтому и выручка классифицируется в зависимости от уплаты налогов по 2 видам:

  1. Выручка до уплаты налогов – она называется брутто-выручка (валовая);
  2. Выручка после уплаты налогов, акцизов и пошлин – нетто-выручка (чистая).
Составные элементы

Выручка кампании может быть подсчитана одним из 2 способов:

  1. Кассовым методом – учитываются все денежные средства, фактически поступившие в кассу или на банковский счет компании. Т.е. денежные средства, которые должны поступить не сразу, а в рассрочку, выручкой по данному методу подсчета не являются.

    Как вариант: выручкой считается и товар, фактически поступивший в кампанию по договору бартера (обмена). В этом случае учитывается стоимость этого товара в денежном эквиваленте. Примечание: в настоящее время в РФ такой вид сделок распространен в незначительной степени (в сравнении с 90-ми годами прошлого столетия).

  2. Методом начисления – выручкой считаются денежные средства, которые должны быть перечислены на расчетный счет или оплачены в кассу предприятия по договору купли-продажи (поставки) в рассрочку в определенный договором срок.

    Денежные средства по таким договорам приобретают статус выручки в момент, когда товар отгружен (доставлен) покупателю. Если говорить просто, то это гипотетическая выручка (она «как бы есть», но ее пока фактически нет).

Выручка кампании, подсчитанная по указанным методикам на конкретный момент времени, будет отличаться. Такое положение дел естественно для фирм, у которых много покупателей, рассчитывающихся за товар в рассрочку.

Но по итогам длительного периода (например, за год) численный показатель выручки кампании будет практически одинаков независимо от способа расчета.

Выручка — это показатель эффективности кампании

Объем выручки за определенный период (месяц, квартал, год) является одним из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Общая выручка компании может складываться из следующих слагаемых:

  1. выручки от основного вида деятельности предприятия;
  2. выручки от инвестиционных проектов (вложения денежных средств в коммерческие проекты других кампаний);
  3. выручки от финансовых операций (вложение уставного капитала в активы предприятия, размещение свободных финансовых ресурсов на депозитных банковских счетах и т.д.
Формула

Подсчет выручки позволяет руководству кампании своевременно выявлять и адекватно реагировать на многие ситуации, неизбежно возникающие в ходе его работы:

  1. анализировать спрос на представляемую кампанией продукцию или услуги посредством выявления роста или падения объема выручки как в целом по предприятию, так и по отдельным позициям ассортимента;
  2. проверять эффективность работы за определенный период времени;
  3. корректировать курс хозяйственной деятельности при обнаружении резкого падения выручки.

В чем разница между выручкой и прибылью

Прибыль – это понятие емкое, она может быть нескольких видов. Подробней о разновидностях прибыли вы можете прочитать в другой статье нашего блога.

Так, например, валовая прибыль – это разница между выручкой и издержками (расходами), понесенными в процессе производства реализованной продукции (или закупки, если предприниматель занимается перепродажей какого-либо товара).

Вывод: выручка – это сумма совокупности понесенных издержек и валовой прибыли, полученной в результате реализации товара (услуги).

Общая формула выручки выглядит так:

В = И + Пв

где:

  1. В – выручка,
  2. И – издержки (себестоимость) производства товара или услуги,
  3. Пв – валовая прибыль.

Из формулы следует, что численное значение выручки может быть только положительным.

Важное отличие прибыли от выручки в том, что выручку вы, как предприниматель (независимо от юридического статуса вашего бизнеса), не можете целиком изъять из оборота (при условии, что вы хотите, чтобы ваш коммерческий проект существовал и развивался дальше).

А распорядиться прибылью по своему усмотрению вы в полном праве, направив ее на развитие производства либо потратив на собственные нужды.

Общий вывод:

Прибыль

И в заключение темы проанализируем взаимосвязь выручки и прибыли (либо убытка) с помощью следующей схемы:

Схема

Читайте наш блог, и вы будете знать больше.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Василий

Верно ли я понял разницу между выручкой и прибылью, к примеру, если я купил товара на сто тысяч рублей и продал его за сто двадцать тысяч рублей, то сто двадцать тысяч — это выручка, а двадцать тысяч — это прибыль, так?

Ваш комментарий или отзыв