Что такое ассортимент — его виды и 5 способов формирования

20 мая 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто мы употребляем различные термины и понятия, даже не задумываясь, что же это такое и почему так называется.

Ассортимент

Сегодня мы разберем одно из таких «замыленных» для обывателя понятий – «ассортимент».

Ассортимент — это...

Допустим, зашли вы в магазин. Перед вами на витринах выставлены различные товары: на одном прилавке разложены рыбные и мясные консервы, на другом – разные виды хлебобулочных изделий, на третьем – разнообразные напитки и т. д.

То есть, каждый из представленных в магазине продуктов выложен в ассортименте, который основан на видовой принадлежности.

Вывод: ассортимент – это ряд однородных объектов, имеющих общую видовую принадлежность.

Он определяется конкретными количественными и качественными характеристиками. Условно делится на ассортиментные подгруппы.

Например, в колбасном отделе магазина товар разложен по таким подгруппам: отдельно сгруппирована вареная колбаса, отдельно – варено-копченая, отдельно – сырокопченая. Количество таких ассортиментных подгрупп называется шириной ассортимента.

Колбасы

Каждая из ассортиментных подгрупп имеет определенное количество наименований. Эта характеристика называется глубиной ассортимента.

Используем предыдущий пример: в магазине в колбасной подгруппе, допустим, представлено 10 наименований вареной колбасы, 12 – варено-копченой и 5 наименований сырокопченой. Эти численные показатели характеризуют глубину ассортимента.

Стоит упомянуть и о еще одной важной характеристике: высоте ассортимента. Она определяется средней ценой товара в одной ассортиментной подгруппе.

В нашем примере: высота ассортимента в подгруппе (средняя цена) вареной колбасы, допустим, составляет 220 рублей за кг, высота товарной линейки варено-копченой – 330 руб. / кг, сырокопченой – 450 руб. / кг.

Классификация (виды)

Ассортимент классифицируется в зависимости от различных признаков, объединяющих его объекты. Рассмотрим классификацию в сводной таблице:

Классификационные признакиВиды ассортиментаПояснение
местонахождениепроизводственныйнабор различных видов продукции, производимых (выращиваемых) определенным предприятием (компанией)
торговыйнабор товаров, представленных к продаже
ассортимент услугнабор услуг, представляемых потребителю
широта ассортиментапростойхарактеризуется небольшим количеством подгрупп, например, магазин, торгующий только хлебобулочными изделиями
сложныйв ассортименте – множество групп товаров (продукции, услуг). Например, супермаркет, где в продаже одежда, хозяйственные товары, продукты, алкоголь
групповойассортимент формируется по однородности функционального назначения, например, в магазине бытовой химии
марочныйхарактеризуется товарами одной марки, например, ассортимент автосалона «Toyota»
специализацияосновнойформируется в зависимости от профиля производителя (продавца)
сопутствующийассортимент не является основным для данного производства или магазина
смешанныйхарактеризуется товарными группами различного функционального назначения и разных ценовых диапазонов, например, сетевые супер- и гипермаркеты
степень соответствия потребностей целевой аудиториирациональныйформируется для максимального удовлетворения потребностей конкретной целевой аудитории
оптимальныйхарактеризует оптимальное соотношение удовлетворения потребностей потребителя и затрат производителя (продавца) на доведение данной продукции (товара) до потребителя

Как формируется ассортимент

Цель любого бизнеса – это получение прибыли. Следовательно, формирование ассортимента, имеющего максимальную ликвидность – это основная задача маркетинговой группы промышленного или сельскохозяйственного предприятия, магазина, поставщика услуг.

Это значит, что ассортимент товара (продукции, услуг) должен соответствовать требованиям конечного потребителя в функциональном и ценовом аспекте.

Факторы формирования

Способы, применяемые для формирования ассортимента:

  1. пополнение – добавление товара (продукции, услуг), имеющего более высокий или более низкий ценовой диапазон к уже существующему ассортименту.

    Для дальнейших пояснений возьмем наш пример с колбасным отделом: для удовлетворения потребностей малобюджетной группы покупателей маркетологом магазина было принято решение пополнить ассортимент вареной колбасой из субпродуктов по цене 110 руб. / кг (при существующей высоте товарной линейки в 220 руб. / кг);
  2. расширение – добавление товара (продукции, услуг), отсутствующего (или наличествующего в малой доле) у конкурентов. Например, расширение ассортимента диетической колбасой из крольчатины, которой нет в близлежащих магазинах;
  3. обновление – замена некоторых позиций, переставших пользоваться спросом у потребителей, на другие. Допустим, покупатели перестали брать сырокопченую колбасу определенного производителя. Маркетолог магазина принимает решение об обновлении ассортимента путем замены колбасы данного производителя на аналогичную другого колбасного цеха;
  4. распространение бренда (товарного знака) – присвоение новому виду продукции товарного знака, популярного у потребителей. Данный вид формирования ассортимента доступен производителям товара и поставщикам услуг.

    Например, производитель популярного кетчупа выпускает сметанный соус оригинальной рецептуры под своей торговой маркой. Покупатель, доверяя производителю, охотно покупает новый вид его продукции;
  5. сокращение – удаление из линейки товара (продукции, услуг), не пользующихся спросом.
Кот

Хотите знать больше? Читайте наш блог!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье