Что такое утопия — определение жанра, отличие от антиутопии, виды, признаки, примеры книг

Обновлено 30 мая 2024 Просмотров: 136 291 Автор: Дмитрий Петров

Нельзя недооценивать воспитательной роли утопии. Не верь мы, несмотря ни на что, в лучшее будущее, кто бы нас заставил пойти к зубному врачу?
Джанни Родари. Грамматика фантазии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В повседневной речи мы не так уж и редко употребляем это слово. «Милая, отпуск на Мальдивах в этом году – это утопия» или «Думаю, что это утопия — поступить на бюджет в МГУ».

Произнося подобные фразы, мы имеем в виду нечто недостижимое, какую-то неосуществимую мечту. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Утопия

Чтобы разобраться, что такое утопия, мы проследим историю утопических идей от самой античности до наших дней, узнаем, сколько значений у слова утопия, почему утопические произведения не поддаются внятной классификации и где у них слабое место.

Определение понятия Утопия — что это такое

Утопия — это термин, означающий нечто несбыточное, изображение идеального общества, лишённое научного обоснования, а также жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике.

В XIX и XX веках этот термин приобрел характер отрицательного обозначения всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикального переустройства общественных отношений. Утопия стала означать полное неприятие существующей системы социальных отношений и замену существующих порядков новыми.

В русской литературе утопическую идею наиболее полно отразил Николай Чернышевский в романе «Что делать?». Выражение мечты об идеальном обществе также присутствует в произведениях Томмазо Кампанеллы «Город Солнца», Платона «Государство», Уильяма Морриса «Вести ниоткуда».

Утопия – это название острова, которое придумал знаменитый английский гуманист эпохи Возрождения Томас Мор в 1516 году.

Он написал произведение под названием «Золотая книга столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название странноватое, но вполне в духе Ренессанса.

Книга эта в первой своей части критиковала существующие на тот момент порядки, а во второй описывала идеальную в видении автора картину государственного устройства. Благодаря этой части слово «утопия» впоследствии стало нарицательным.

Остров Утопия

Дословный перевод с древнегреческого u – нет, topos – место, иначе говоря, место, которого нет. Сам Томас Мор, его предшественники и последователи описывали идеальный мир, безупречное строение общества, естественно, каждый со своей точки зрения.

Сегодня термин утопия имеет несколько семантических значений.

В самом общем смысле утопия – это фантазия, несбыточная мечта, нечто неосуществимое. В.И. Даль назвал это красиво «грезы о счастии».

В философском и социологическом аспекте это модель идеального общества, не имеющая под собой научного обоснования.

В литературоведении утопия – это художественный жанр, во многом схожий с научной фантастикой, где описывается идеальное общество, каким его представляет автор.

Определение понятия Антиутопия — что это

Антиутопия (от греч. «anti» — против) — полная противоположность утопии. Это воображаемый мир или общество, в котором люди ведут жалкую, бесчеловечную, полную страха жизнь. В подобных произведениях обычно описывают социальные и техногенные катастрофы, крах общественных идей, иллюзий и идеалов.

Точка зрения определяет многое, и антитеза «утопия – антиутопия» яркий тому пример.

Утопия – это страна обетованная, мечта о прекрасном, справедливом государстве – при чуть измененном взгляде на вещи становится настоящим кошмаром, где человеческая индивидуальность должна быть уничтожена.

Современный человек, читая, например, великую утопию Томазо Кампанеллы «Город Солнца», скорее всего, посчитает описанное там государственное устройство отнюдь не раем на Земле, хотя сам автор замышлял этот славный город, как лучшее из мест.

Антиутопия

Антиутопия говорит о том, что будет, когда утопическое общество начнет развиваться. И если утопия обезличивает человека, не принимая в расчет его индивидуальность, то антиутопия показывает, что такое отношение к личности ведет к глобальным общественным кризисам.

Что такое дистопия

Дистопия — это практически синоним антиутопии, хотя некоторые исследователи их разделают.

Например, некоторые считают, что дистопия ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным началом, а антиутопия тяготеет к «черному роману» (обладает негативным началом). Хотя есть и другие, зачастую противоречивые трактовки.

В общем, не будет большой ошибкой считать оба этих термина синонимами. В русском языке лучше прижилось слово антиутопия.

Первый утопист Платон

Первым создателем утопии считают Платона, хотя самого термина для подобных прожектов тогда еще не существовало. Платон в своих диалогах «Государство» и «Законы» (360 — 350 гг. до н.э.) описывает свое видение справедливого государственного устройства.

  1. Он признает разделение общества на классы, выделяет три сословия:
    1. правители-философы,
    2. стражи-воины,
    3. земледельцы или ремесленники.
  2. Принадлежность к сословию достается человеку от рождения, переход выше невозможен. Это справедливо, считает Платон, т.к. каждый должен заниматься своим делом.
  3. Платон отвергает частную собственность и описывает жизнь двух высших сословий как что-то похожее на коммуну: все общее, даже жены и дети, денег нет, низшее сословие снабжает всем необходимым.
  4. Крестьянам и ремесленникам Платон дает право на частную собственность, вводит для них деньги.
  5. Главное отличие идеального государства от порочного для философа в отсутствии расслоения на богатых и бедных. Единственный способ выйти из порочного круга деградирующих вариантов существования общества – правление мудрых философов.

Бюст Платона

Платон не просто мечтатель, он попытался свой идеальный план (утопию) воплотить в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Но что-то пошло не так. Философ не сдался, и, учитывая ошибки, строит новый план обетованной страны.

  1. Вместо общего имущества он нарезает всем одинаковые участки с домом и разрешает ими пользоваться.
  2. Частная собственность существует, но размер ее регламентирован. От этого зависит сословие, в котором находится гражданин.
  3. Переход из одного сословия в другое возможен в обе стороны, обоснованием этого является бедность или богатство претендента.
  4. Отчаявшийся Платон вводит в свое идеальное государство рабов на место земледельцев, правда, призывает их хозяев умерить свою жестокость, чтобы не вызвать бунтов.

Знакомясь с платоновскими планами идеального мироустройства, необходимо учитывать реалии античности, мышление людей было совершенно иным, общественные нормы тоже отличались от привычных для нашего времени.

В принципе, каждая утопия пытается выйти за рамки времени своего создания, тем не менее несет в себе все черты этого времени.

Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса Мора

Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

Хотя в самом начале Средних веков можно отметить труд Аврелия Августина «О граде Божьем» (413-427 гг.), в котором он противопоставляет Град Божий Граду Земному и пытается объяснить, чем государство отличается от шайки разбойников. Труд написан под впечатлением автора от недавнего падения Римской империи.

Аврелий Августин

До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

Томас Мор в «Утопии» выводит свою формулу совершенного общества:

  1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
  2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);
  3. запрет на атеизм , но приветствуются все вероисповедания;
  4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
  5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
  6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
  7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
  8. политический строй – демократия : все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.

Критикуя в своей книге капитализм , Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей.

Почти через 100 лет итальянец Томазо Кампанелла, отбывая 27 летний срок в тюрьме, написал еще одну известнейшую утопию эпохи Возрождения – «Город Солнца» (издана в 1623 году).

Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

Город солнца

Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

  1. упразднена частная собственность;
  2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
  3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
  4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).

«Утопия» Мора и «Город Солнца» Кампанеллы на долгое время задали тон последующим поколениям утопистов. Оба автора заложили набор характерных жанровых особенностей.

  1. Упрощенный взгляд на человека, стирание индивидуальности, единомыслие и единообразие членов утопического общества.
  2. Отсутствует течение времени. Утопия описывает статичный мир «здесь и сейчас» или «там и тогда».
  3. Замкнутость пространства, в утопических моделях нет связи с внешним миром.
  4. Отсутствие конфликта.
  5. Все процессы в обществе регламентированы, все происходит по определенным правилам и образцам.

Эволюция утопической мысли

Утопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой.

Расцвет утопии в XVII — XVIII веках

XVII век можно считать расцветом жанра утопии. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона (1624 г.), «Описание знаменитого королевства Макария» Сэмюэля Гартлиба (1641 г.), «Республика Океания» Джеймса Гаррингтона (1656 г.) и проч. – все эти утопические романы пытались сформулировать какие-то программы переустройства общества, испытывающего кризис.

Жанр утопии

XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах.

Именно тогда набирают популярность так называемые «этнографические» и «географические» утопии. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (вышло в 1726 г.) и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (опубликован в 1719 г.), пожалуй, самые яркие утопические романы того времени, породившие множество подражаний и сиквелов .

Гуливер

В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ.

XIX век – это эпоха утопического социализма

Успех Великой Французской революции и установление демократии в США, промышленная революция стали подкреплением идей о практической пользе утопических моделей общества.

Самыми известными утопистами-социалистами XIX века считаются Этьен Кабэ, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Объединяют этих авторов следующие идеи:

  1. благо коллективизма,
  2. всеобщая обязательность труда,
  3. справедливое распределение ресурсов,
  4. гармоничное развитие личности,
  5. возможность построение идеального общества путем мирных преобразований и просвещения граждан.

На российской почве утопии в XIX веке также процветают. Свои картины идеального общества рисовали многие писатели и публицисты, среди них и авторы первого эшелона – А. Радищев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Н. Некрасов.

Интересно, что многие русские авторы свои утопические идеи провозглашали, используя один и тот же прием – сон героя, где он видит прекрасный мир.

Сны пронумеровала

Ярким явлением в литературной утопии стало произведение Н. Чернышевского «Что делать?», в ХХ веке признанное советской властью если не Библией коммунистов, то уж точно программным сочинением, по заветам которого предписывалось жить гражданам социалистического общества.

Трансформация утопии в новейшее время

ХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России.

Н. Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»

Теперь оценки утопии разделяются на два противоположных лагеря – немарксисты считают ее насилием над действительностью, воспеванием тоталитаризма. Те же, кто оказался «внутри утопии», воспринимают ее как единственно правильную идеологию. Утопия становится инструментом идеологического воздействия на граждан.

Существование и развал тоталитарных обществ (гитлеровская Германия, сталинизм, развал СССР) на практике показали последствия воплощения утопии в реальности. Некоторые исследователи высказывали мнение, что после Второй мировой войны, с наступлением послевоенной разрухи и с началом «холодной» войны утопия умерла.

Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

В последнее время утопия воспринимается больше как осуществимый проект альтернативной реальности, который получил название «практопия».

Классификация утопий

За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы.

  1. По аспекту подлинности:
    1. утопии,
    2. полуутопии,
    3. квазиутопии.
  2. По аспекту направления действия:
    1. утопии бегства,
    2. утопии реконструкции.
  3. По аспекту локализации идеала:
    1. утопии,
    2. ухронии.
  4. По аспекту ценностного наполнения утопического идеала:
    1. романтические (единение общества с природой, социальная значимость искусства),
    2. технократические (развитие науки и техники, рациональное начало в приоритете),
    3. теократические (преобладание религиозных и церковных ценностей).
  5. По классовому аспекту:
    1. рабовладельческие,
    2. аристократические,
    3. буржуазные,
    4. мелкобуржуазные,
    5. пролетарские,
    6. крестьянские,
    7. бюрократические и проч.

Этот список возможных классификаций далеко не полный.

В чем проблема всех утопий

Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

Первые антиутопии

Антиутопия сложилась как обособленный литературный жанр довольно поздно.

В 1952 году американский политолог, профессор философии Гленн Роберт Негли и профессор английской литературы Джон Макс Патрик, составляя антологию утопических литературных произведений «В поисках утопии: антология воображаемых обществ», выделили некоторые из них в отдельную категорию дистопия (dystopia), то есть нечто, разрушающее утопию, противоположное ей.

В русском языке больше распространен термин антиутопия, по большому счету это синонимы.

В советской литературной критике такие произведения называли «роман-предостережение», хотя все самые громкие «предостережения» XX века были в СССР под строжайшим запретом.

Безусловно, попытки написания дистопий осуществлялись задолго до начала XX века, когда с развитием социалистических утопических идей появились на свет великие антиутопии.

Первой антиутопией иногда называют сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан», написанного в 1651 году.

В нем автор утверждает, что низменную человеческую природу – корыстолюбие, тягу к насилию, эгоизм – можно обуздать только сильным авторитарным государством-чудовищем, наподобие библейского Левиафана.

Книга так потрясла общественность, что была запрещена и сожжена в Англии, а также в России, когда ее издали у нас спустя 2 века. Но все же это не дистопия в общепринятом смысле, ведь Томас Гоббс не считал подобное государственное устройство порочным, скорее, наоборот, это его своеобразный утопический план развития общества.

«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Томас Гоббс

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Одной из первых антиутопий также называют сюжет о летающем острове Лапуте в третьей книге «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта, вышедшей в 1727 году. Это почти технократическая антиутопия про остров ученых, совершенно оторванных от реальной жизни.

Лапута

Можно долго перечислять дистопические элементы в различных произведениях: в книге «Пятьсот миллионов бегумы» (1879 г.) Жюля Верна, в романах Уэллса и Джека Лондона, но главным романом-антиутопией, в котором проявился полностью сформированный жанр, без сомнений, является «Мы» Евгения Замятина.

Бум антиутопий в XX веке

Все самые мощные антиутопические произведения мира появились в XX веке после Первой мировой войны, когда люди познали весь ужас оружия массового поражения, и после Октябрьской революции – великого эксперимента по созданию утопического коммунистического общества. Опыт ставился в реальной стране, на реальных людях, в режиме реального времени.

Первым, кто совершил попытку осознать происходящее, стал Евгений Замятин, между прочим, идейный социалист.

Евгений Замятин

Свой знаменитый на весь мир роман Замятин написал в 1920 году, а первое издание увидело свет в США на английском языке в 1924 году. «Мы» определило развитие жанра в англоязычной литературе на долгие годы.

Знаменитые антиутопии «О, дивный новый мир» Хаксли, «1984» Оруэлла – это продолжение темы тотального контроля над людьми и власти ради власти, начатой советским писателем. Между тем на родном языке «Мы» напечатали в СССР лишь в 1988 году.

Антиутопии XX века, хоть и уносят читателя в далекое будущее, если присмотреться, описывают настоящее, т.е. время, в котором жили авторы. Это попытка осмыслить свою действительность, отстранившись от нее на максимальное расстояние. Только так можно понять, что происходит с обществом и людьми в нем.

У Замятина люди – это винтики системы с инвентаризационными номерами вместо имен, а общество в целом – среднее арифметическое, у Оруэлла социум тотального вранья и фальсификаций, государство, все время находящееся в состоянии войны, у Хаксли общество потребления с Господом-богом Фордом в красном углу.

Все антиутописты ощущали, что мир катится в пропасть, и пытались понять, как остановить это падение.

«Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие».
Джордж Оруэлл, «Скотный двор»

Знаменитые антиутопии Замятина, Платонова, Хаксли, Оруэлла, Бредбери превзошли любые написанные когда-либо утопии, хотя и вышли из них.

В XXI веке этот жанр не теряет своих позиций, множество произведений современных писателей имеют черты дистопии.

Антиутопия породила отдельные жанры, популярные в современной фантастической литературе – постапокалипсис и киберпанк.

Отличительные черты жанра антиутопии

Несмотря на разнообразие тем и форм антиутопических произведений, все они имеют ряд схожих черт:

  1. Описываемое общество невозможно назвать идеальным. Читателю понятно, что жизнь героев невыносима, даже если они этого пока не осознают.
  2. В антиутопии показан результат реализации утопических идей, и этот результат страшен, действие обычно разворачивается в отдаленном будущем.
  3. Антиутописты в своих произведениях используют гротеск, парадоксы, сатиру, т.к. их цель – довести утопические идеи до абсурда.
  4. В основе сюжета лежит конфликт личности с социумом, как только появляется индивидуальность и сомнения, утопический морок начинает разрушаться.
  5. Предпосылками антиутопического общественного строя выступают или жажда власти и жадность, или прекраснодушное желание насильно затащить людей в новый прекрасный мир.
  6. Тотальный контроль над людьми вследствие полного к ним недоверия, изощренные методы пропаганды парализуют навыки мышления.
  7. Во многом антиутопия – это жанр политической сатиры.
Джордж Оруэл

Антиутопии всегда поднимают тему свободы.

Конфликт свободной личности и государственной машины, которая стремится к тотальному контролю и больше всего боится потерять власть, была актуальна, как в 20-е годы XX века, когда Замятин перевернул утопический жанр с ног на голову, так и сегодня.

Современную литературу сложно представить без антиутопических идей. Точка опоры постмодерна – осознание того, что антиутопическое общество – это состоявшийся факт, реальность, в которой мы существуем. С этим сложно поспорить.

Перечитывая великих антиутопистов XX века, поражаешься, насколько эти фантастические романы отражают нашу действительность.

Комментарии и отзывы (3)

Лора

Идеи Платона нельзя называть справедливыми. Взять хотя бы разделение на классы. В утопическом государстве люди в описанных группах были бы равны, что явно не подразумевается прожектами этого мыслителя.

Николай

Такая жизнь как описывал Платон — по современным меркам является сущим адом! И очень далека от идеального государственного устройства. Частной собственности нет, какие-то касты, карьерного роста нет. Если повезло родиться представителем высшей касты — радуйся, а нет — лучше в пропасть прыгнуть.

Ирина

Вся проблема описанных утопий в том, что сохраняется власть, правители. Вот они и начинают за общественные деньги покупать себе дачи, устраивать войны и т.д. Информация о распределении средств должна быть открыта, и люди должны решать поддерживать тот или иной закон или нет. А сейчас кто-то придумал а народу спустили для выполнения

Ваш комментарий или отзыв