Что значит фарс — определение, значение и особенности употребления слова в различных сферах
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Искусство помогает человеку переосмысливать исторические события и проще справляться с жизненными трудностями. Но зачастую появляется возможность свести события трагические или просто мешающие жить в некую легкую, развлекательную форму.
И здесь мы обращаемся к такой специфической вещи, как фарс. Что это за жанр, как и когда он обрел популярность и почему не утратил ее до сих пор, разберемся по порядку.
Определение — что такое Фарс
Фарс — это:
- Вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
- В театре XIX–XX веков — комедия-водевиль лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
- Манера актёрской игры или сценического представления, основанная на грубом шутовстве.
- Грубая шутка, шутовская выходка.
- Фарс в переносном значении — это нечто лицемерное, циничное и лживое.
- В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например, судебного.
В данном случае подразумевается приятное и, как правило, забавное дополнение к спектаклю. Согласно толкованиям в большинстве словарей:
фарс – это шутливые, игривые и иногда сатирические вставки в сюжетную канву какого-либо спектакля или представления.
Популяризация термина произошла благодаря французскому театру, поэтому оригиналом считается слово «farce» («шутка», «насмешка», «фарс»). Несколько ироничным кажется происхождение франкоязычного определения, поскольку оно сформировалось из слова «фарш, начинка» – от латинского понятийного маркера «farcīre» со значениями:
- наполнять;
- набивать.
Изначально фарс не был самостоятельным форматом – обычно его использовали в качестве небольших интермедий в рамках театрального жанра. В основных сценах показывались значимые исторические или драматические события, а фарсовые вставки демонстрировали персонажей с неожиданной стороны, помогая через юмор сделать их более живыми и лучше раскрыть характер.
Стремительная эволюция жанра
Фарс – это театральный прием комедийного характера, который очень быстро обрел независимость.
На сегодняшний день существует четыре равно востребованных трактовки фарса:
- один из видов средневекового западноевропейского театра, а также литературы, повествующих о бытовых событиях в сатирической манере;
- разновидность комедии в театре XIX-XX вв., использующая исключительно внешние формы юмора;
- грубая шутка, шалость, эксцентричная выходка;
- поступки, кажущиеся насмешкой, лицемерием.
Театральная судьба фарса довольно интересна, поскольку впервые он появился еще в Древней Греции, однако несколько тысячелетий не имел четко обозначенной ниши. Это были развлекательные комедийные выступления, не более. Первым официально признанным фарсом назвали пьесу «Мальчик и слепой» 1266 года, автор которой так и остался неизвестным.
Западная Европа с восторгом приняла новое развлечение, поскольку формат интермедии позволял в рамках «высокого» театрального искусства возродить народные обрядовые игры и сценки даже под жесточайшим надзором церкви. Ну а к рубежу XIV-XVI веков они стали органичной частью мистерий.
Пафосно-возвышенное представление о духовной составляющей и бытовых пороках не вызывало нареканий со стороны духовенства. А на развлекательные вставки, предваряющие каждую сцену, можно было закрыть глаза: они помогали привлечь широкую публику к полезному для души искусству. Именно тогда впервые и появился термин, указывающий на «фарш» – смешение разнородных элементов.
Значимый литературный жанр
Фарс в литературе – это такие же вставки комического содержания, что используются в сценарном искусстве. Хотя народные представления, в силу низкой грамотности населения, чаще создавались и воспроизводились «по памяти».
Однако постепенное повышение образованности и интереса аристократии к жизни обывателя обозначили переход фарсовых зарисовок в литературу. Чтобы сыграть пьесу, ее необходимо предварительно написать, тут-то и начали проявляться таланты уникальных авторов. Среди наиболее культовых можно отметить:
- Уильяма Шекспира;
- Оскара Уайльда;
- Ноэла Кауарда.
Пьесы первого до сих пор изучают на уроках литературы по всему миру, а его «Укрощение строптивой», несмотря на специфический сюжет, давно считается настоящей классикой. Шекспировскую эпоху можно смело назвать временем сосуществования театрального и литературного фарса.
Оскар Уайльд – автор, которого в России чаще вспоминают именно за нетрадиционные литературные приемы. И хотя сказочные произведения были не столь ядовитыми на язык, как пьесы, но даже в них прослеживаются шпильки в адрес современного писателю общества.
Наконец, Кауард – деятель времен становления Голливуда. Эксцентричный актер, он писал многие сценарии под себя, а в итоге проложил фарсу дорогу на большие экраны, сделав его органичной частью поп-культуры. Поэтому сегодня и появляются такие люди, как Мэтт Стоун с его «Южным парком» – произведением, реализующим все каноны фарса в привлекательной для молодежи форме.
Фарс — это еще и непристойный бытовой юмор
Важно понимать, что фарс – это весьма неоднозначное явление. Поскольку в театре для него регулярно использовались натуралистичные и даже вульгарные сцены, любое подобное проявление в реальной жизни стало называться так же.
И ничего удивительного, если грубую шутливую выходку назовут фарсом, придавая слову негативную смысловую окраску.
Но максимальная концентрация негативных коннотаций происходит, когда фарсом именуют отнюдь не шутливые события. Например, если кто-то называет судебное заседание или политическую деятельность фарсом, говорящий явно подразумевает, что его оппоненты вместо работы дурачатся и/или пытаются выставить дураками окружающих.
И все же, несмотря на весь негатив переносного смысла, фарс – это возможность взглянуть на бытовые проблемы с юмором, даже когда речь не идет об искусстве.
Ваш комментарий или отзыв