Что такое демократия — определение, базовые понятия, признаки, принципы и формы демократии
«Демократия – это правила поведения, о которых договорились между собой хорошо вооруженные джентльмены».
Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы, бесспорно, знаем, что живем в демократической стране. И вроде бы почти уверены, что демократия – это хорошо и справедливо. Она ассоциируется со свободой, защитой прав человека и возможностью иметь свое мнение.
Но все ли так просто? Почему-то самый знаменитый противник насилия в мире, борец за независимость Индии Махатма Ганди свел тоталитарный и демократический режимы в одну формулу:
«Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения – во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?»
Сегодня мы поговорим о следующем:
- В чем же суть демократии?
- Как она зародилась и развивалась?
- Какие проблемы демократии ставят под сомнение ее благо для человеческого общества?
Определение понятия демократия — что это
Демократия — это политическая система, в которой народ признаётся источником власти, граждане обладают равными политическими правами и свободами, позволяющими им участвовать в управлении общественными делами непосредственно или через своих представителей, а политические решения принимаются в соответствии с волей большинства.
Термин «демократия» используется также для обозначения соответствующих принципов устройства, функционирования организаций и институтов, а также течений социально-политической мысли и общественных движений, ориентирующихся на демократические идеалы и их воплощение в общественной практике.
Конкретные формы демократии существенно варьируются в зависимости от исторической эпохи, размера социума и национальной специфики.
Слово греческого происхождения δημοκρατία – власть народа или народовластие, от δῆμος – народ и κράτος – власть.
Сейчас под демократией подразумевается такая форма государственного правления, которая опирается на волеизъявление народа, признает власть народа, провозглашает принцип подчинения меньшинства большинству.
Можно выделить характерные признаки демократического режима в современном мире:
- выборность государственных органов власти, должностных лиц;
- ответственность избранных чиновников перед избирателями;
- гласность в работе властных структур;
- равноправие граждан;
- защита прав и свобод граждан;
- верховенство закона и равенство всех перед ним;
- плюрализм мнений и политических взглядов.
Демократия родом из античного мира
Хотя некоторые демократические проявления существовали в человеческих группах в догосударственный период, о демократии все же принято говорить в связи с появлением государств, как о форме правления, политическом режиме.
Появление демократии связывают с крупнейшим древнегреческим полисом Афинами и реформами Клисфена, возглавившего его в начале 500 годов до н.э. Афинский полис за всю историю существования сменил практически все возможные режимы власти: монархию, аристократию, олигархию, тиранию и демократию.
Причем особенность Афинских режимов в их смешанности, то есть в абсолютной форме ни один из них не существовал. Как только в полисе восторжествовала абсолютная демократия, он потерял свою независимость навсегда.
Афины были не единственным демократическим городом-государством в Древней Греции, таких полисов насчитывалось несколько сотен.
Управление осуществлялось с помощью Народного собрания, на котором принимались общие решения и законы, назначались должности, как правило, путем жеребьевки. Политическая роль гражданина была обязательна, за уклонение от ее исполнения налагали штраф, а иногда даже лишали гражданских прав.
С точки зрения древних греков, установление демократии возможно при соблюдении ряда условий, которые гарантируют соблюдение главного демократического принципа всеобщего блага.
- Сходство интересов граждан.
- Однородность гражданского сообщества (экономическая, культурная, языковая, религиозная, этническая и пр.).
- Малочисленность сообщества (не более 40-50 тыс. человек).
- Прямое участие граждан в собраниях.
- Независимость полиса.
Классификация политических режимов по Аристотелю
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» дал классификацию политических режимов, существовавших в его время. Список основан на двух основных принципах: количество правителей и качество функций власти.
Правильные формы правления | Отклонения от правильных форм правления |
---|---|
Власть одного | |
Монархия | Тирания |
Власть немногих | |
Аристократия | Олигархия |
Власть многих | |
Полития («республика» в переводе Цицерона) | Демократия |
Функция власти в правильных формах политического строя – благо граждан, в извращенных формах – благо самих носителей власти.
Аристотель утверждает, что действительность гораздо многограннее и шире этой узкой классификации, вводя множество подвидов и говоря о том, что в чистом виде эти формы правления не существуют.
Но нас интересует тот факт, что демократия для Аристотеля – это извращенная форма политии (или республики), то есть, это власть многих, преследующая свои интересы.
После французской революции в XVIII веке произошла подмена понятия, когда латинское слово республика, до того подменившее греческое слово полития в переводе Цицерона, стали называть словом демократия. Таким образом, демократия из разряда «плохих», извращенных режимов превратилась в «хороший».
Формы демократия в Древнем Риме
Параллельно с демократическим строем в древнегреческих полисах зарождалась и развивалась Римская республика, где изначально право управления было только у патрициев и аристократов, но позже и плебс добился возможности участвовать в управлении государством.
Простолюдины (народные трибуны) имели право вето на решения, противоречащие интересам незнатных граждан. Как и в Древней Греции, такое право было только у мужчин. Это правило сохранялось повсеместно во всех последующих демократиях до ХХ века.
Римская республика – это смесь монархии, аристократии и демократии.
На высокие должности магистратов не мог попасть любой гражданин волею жребия, как это было в Афинах. Здесь работал принцип «курса чести» (cursus honorum) – ступенчатого отбора лучших претендентов через выборы. Согласно ему, невозможно попасть на высшую ступень, не пройдя низшие.
Аристотель относил подобную систему к признакам аристократии или олигархии, но не демократии, где каждый гражданин мог через жеребьевку занять высокую должность.
Средние века
В Средние века человек не мыслил себя индивидуальностью, он существовал только в контексте принадлежности к сословию, поэтому демократические права и свободы, равенство не были актуальны.
Никто не был абсолютно свободен – ни крестьянин, наиболее ограниченный в правах, ни дворянское сословие, бывшее в подчинении у высших чинов, ни даже король, который был вассалом самого Бога.
О равенстве речь могла идти только в рамках своего сословия, поэтому можно говорить о некоторых принципах демократии в городских коммунах, ремесленных цехах, сельских общинах. Высшие сословия тоже должны были как-то договариваться, поэтому возникали Боярская дума или Земские соборы на Руси, Королевский совет во Франции, английский парламент, впервые созванный в 1265 г.
Казалось бы, «темная и дремучая» — Древняя Русь породила феномен демократического правления в Новгороде, Пскове и Вятке.
Воля народа выражалась на вече , иначе говоря, на общем городском собрании. Здесь обсуждались и принимались законы, решения по внешней и внутренней политике. Голосование было своеобразным – не по количеству голосов, а по мощности и громкости криков.
Признаки и принципы современной демократии
С эпохой Возрождения и расцветом гуманизма произошел перелом в самосознании человека. Значительную роль в разрушении прежних, средневековых стереотипов сыграл Мартин Лютер и вызванное им движение Реформации.
Реформаторы выступали против жесткой иерархии церкви, пронизывающей все средневековое мироустройство, и призывали вернуться к «истокам» — демократическим идеалам раннего христианства, где все равны перед Богом.
Это подготовило почву для формирования основополагающей демократической идеи о неотчуждаемых (прирожденных, естественных) правах любого человека на жизнь, свободу и частную собственность.
Авангардом в модернизации политической жизни Нового времени считается Англия, где после революции 1688—1689 гг. началась эпоха конституционной монархии. Тогда был написан знаменитый Билль о правах, где ограничивалась власть монарха, который не имел права вмешиваться в парламентские процедуры, провозглашалась свобода слова парламентариев и свободные выборы.
Далее развитие демократии в разных странах шло по различным сценариям, но, в общем, в одном направлении. Почти одновременно после победы буржуазных революций созданы первые конституции в США (1787 г.) и во Франции (1791 г.), в которых законодательно были закреплены основные права и свободы человека. Сегодня уже сложно представить государство без конституции.
Вместе с развитием демократии происходит и ее перерождение из прямой в представительную.
- Прямая демократия — каждый гражданин непосредственно участвует в принятии решений.
- Представительная демократия — граждане делегируют право принятия решений избранным кандидатам.
Проблемы современной демократии
Демократия сегодня — это лидирующий политический режим в мире.
Но, к сожалению, этот факт не избавляет ее от глобальных проблем.
- Глас народа власть интересует только во время предвыборной гонки, после получения заветного количества голосов интерес к нуждам электората заметно угасает.
- Устойчивость демократического режима связана с проведением социальной политики, учитывающей нужды широкого круга населения страны. Такая картина – крайне редкое явление в современном мире.
- Демократия склонна к трансформации в другие виды режимов, вплоть до диктатуры.
- Существует «фасадная» демократия, когда режим направлен на обеспечение интересов олигархических группировок, мнение большинства перестает иметь какой-либо вес.
Демократия, с одной стороны, переживает свой расцвет, это крайне популярное явление в политическом пространстве. С другой стороны, часть ученых-политологов считает, что мы наблюдаем закат демократической эпохи. Все громче слышны голоса людей, недовольных этим режимом, утверждающих, что он несостоятелен.
Автор статьи: Елена Румянцева
Комментарии и отзывы (3)
Мне кажется, что демократия — это как «гулящая жена», многим это нравится, многим нет, а ты сам лично об этом пока даже не слышал.
Демократия, это как — голосование на выборах. Это самый тупой способ, что можно придумать. 10 человек собрались на рыбалку, проголосовали, 8 тупых — стадным образом выбрали путь и не поймали нифига.
Да и либералы сейчас совсем не то, что значит само слово. А от демократии уже если честно тошнит. Лицемерие на лицемерии.
Алексей: очень тонко подмечено. Данное понятие полностью дискредитировано Западом. Они его, что называется, «затаскали». Сами творят беспредел, а от других требуют святости и, главное, покорности, пока Запад их будет грабить.
Но, похоже, что этому беспределу Запада подходит конец. Может быть лет через двадцать слово демократия уже не будет выглядеть «набившим оскомину», а станет отражать изначально заложенный в него смысл.
Определенный режим конечно может быть несостоятелен, но это же не проблема демократии, здесь речь скорее о неком фасаде или имитации демократии.
Вон, КНДР якобы демократическая страна, в аббревиатуре так сказано, но какая же там демократия, там самый настоящий тоталитарный режим, а власть держится в руках Кимов и передается по наследству, такая вот коммунистическая монархия.
Ваш комментарий или отзыв