Что такое Скороговорки – определение, зачем они нужны, история, виды, польза и примеры скороговорок
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня существует масса методик для развития речи. И самый древний из них, который тем не менее не утратил своей эффективности – это СКОРОГОВОРКИ.
Они одинаково полезны и для детей, которые только начинают учиться правильно произносить слова, и для взрослых. Например, скороговорки постоянно повторяют перед эфиром дикторы, а также артисты, которые готовятся к выходу на сцену или съемкам в кино и на телевидении.
Определение — что такое скороговорки
Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, C и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.
Скороговорки – это одна из разновидностей народного творчества в виде одной-двух фраз или небольшого стихотворения. В них используются сложные сочетания звуков или целые слова, которые не так просто произнести, особенно если делать это быстро. Также скороговорки принято проговаривать вслух, а не про себя.
Примеров скороговорок много, и каждый человек знает хотя бы одну, это точно. Среди самых популярных:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
От топота копыт пыль по полю летит.
История возникновения скороговорок
Скороговорки возникли очень давно, их первыми авторами считаются скоморохи. Эти бродячие артисты путешествовали по городам и селам, где развлекали толпу.
И одним из таких развлечений были труднопроизносимые фразы. Скоморохи, которые долго тренировались, говорили без проблем. А потом просили зрителей повторить. И вот тут начиналась потеха, так как почти все, кто пытались, запинались и говорили совершенно другие слова. И естественно, это вызывало смех и веселье среди зрителей.
То есть изначально скороговорки были развлекательным жанром фольклора, и только спустя какое-то время превратились в элемент образования.
С научной точки зрения скороговорки первым рассмотрел Владимир Даль в 1862 году. Правда, в своих трудах он называл их «чистоговорками», так как, по его мнению, они нужны для чистоты речи. Интересно, что в отличие от загадок и поговорок, которых Даль насчитал свыше 30 тысяч, скороговорок (чистоговорок) у него значилось всего 49. Более того, почти все за исключением пяти, не относились к разряду детских.
Вот пример «взрослых» скороговорок по Далю:
Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена: пришел хват подъявить; подъявил и выявил.
А вот более-менее «детские» скороговорки:
Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Кстати, несмотря на небольшое количество детских скороговорок, именно Владимир Даль был первым, кто стал рекомендовать использовать этот жанр в качестве обучения.
Принцип создания скороговорок
Все скороговорки строятся на одном принципе – их должно быть сложно произнести. Для этого используют, например, слова, в которых соседствуют не самые сочетаемые звуки.
Например, «Т» и «К»:
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Или «Д», «Т» и «Р»:
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова, на траве двора.
Сочетания «С» и «Ш»
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
А многие скороговорки и вовсе строятся на принципе «одной буквы». Это помогает, например, логопедам исправить конкретные дефекты в речи пациента.
- На букву «М»:
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила. - На букву «Ш»
Шесть мышат в камыше шуршат.
- На букву «Ч»
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Есть еще один принцип построения скороговорок. Надо насытить их сложными словами, которые очень трудно произнести в принципе, и почти невозможно, если говорить быстро. Яркий пример такой скороговорки, который многие знают:
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали
Ведь не веровали в вероятность вылавировать.
Вот маловеры. Если веровали бы — вылавировали бы.
Разновидности скороговорок
Все скороговорки можно поделить на несколько категорий:
- Детские и взрослые – про это мы уже рассказали чуть выше, но вот еще по одному примеру.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
- Короткие и длинные.
На лозе оса, в лозе коза.
Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпорудчика, про подпорудчицу, про подпрапорщика про подпрапорщика про подпрапорщика, а про под прапорщицу про подпрапорщицу про подпрапорщицу промолчал.
- В обычной и стихотворной форме.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап! - С сюжетом и без него.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. - Народные и те, у кого есть конкретный автор – последние стали появляться в начале XX века.
У Еремы и Фомы кушаки во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.Видишь, смотрят из гнезда —
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
(Самуил Маршак)
Польза скороговорок
Скороговорки, как мы уже сказали, в первую очередь предназначены для детей. Это не просто смешные фразы или стихотворения, а очень эффективное средство. Оно помогает развить речь ребенка сразу по нескольким направлениям:
- Можно исправить различные дефекты – произношения, формирования звуков или построения слов;
- Улучшается подвижность языка и губ, что в свою очередь помогает сделать речь более четкой, так как отчетливо проговаривается практически каждый звук;
- Улучшает дикцию — ребенок начинает легко произносить даже сложные слова, и не по слогам, а целиком;
- Серьезно обогащается словарный запас. В скороговорках часто используются слова, которые редко можно услышать в повседневном общении.
Помимо речи скороговорки помогают развить слух, внимание и память. Это навыки, которые очень пригодятся ребенку во время обучения в школе. И если он придет уже в первый класс достаточно подготовленным, это поможет легко проходить учебную программу.
Но скороговорки нужны и взрослым. Например, актерам в театре. Знаменитый Константин Станиславский помимо своего «Не верю» произносил еще очень много фраз, которые стали крылатыми. Вот что он говорил про скороговорки:
«Скороговорки помогают четко произносить отдельные слова и целые фразы. С их помощью надо формировать медленную, преувеличенную речь. А от долгого повторения одних и тех слов, речевой аппарат разрабатывается настолько, что потом может делать это даже в самом быстром темпе. Но нужны постоянные упражнения, и помнить, что сценическая речь невозможна без скороговорок» (К.Станиславский)
Скороговорками пользуются и практически все телевизионные и радио ведущие. Особенно те, кто работает в новостях, так как там нужно читать большие куски текста так, чтобы зрители на слух воспринимали практически каждую букву. Поэтому перед началом эфира каждый ведущий проговаривает все самые известные скороговорки – про Греку с раком, про лавировавшие корабли, про Сашу с сушкой, про топот копыт и многие другие.
Ваш комментарий или отзыв