Что такое сиквел или история с продолжением
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Как бы рьяно ни боролись филологи и лингвисты за чистоту нашего родного языка, защитить его от проникновения англицизмов они не могут.
Что поделать: интеграцию отменить невозможно. И больше всего ей подвержена культура, для которой, как говорится, не существует границ.
Сегодня в кинематографе – больше, чем в какой-либо другой культурной сфере – наблюдается удручающее изобилие терминов и всяких малопонятных словечек.
И если ты не вращаешься в специфических киношных кругах, то вряд ли тебе удастся понять хотя бы половину слов из свеженапечатанной рецензии на бьющий все кассовые рекорды фильм.
Итак, предлагаю детально разобраться со словом «сиквел»: что это такое, откуда появилось и в каком контексте чаще всего используется.
Сиквелы в искусстве
Как трактуют авторы «Нового словаря иностранных слов», сиквел – понятие сюжетное. Само слово «sequel», хоть и считается английским, произошло от латинской основы «sequo», что означает «следовать, продолжать, доводить до завершения».
Сфера применения этого термина довольно обширна – литературные и музыкальные произведения, ТВ-шоу, сериалы, кино, компьютерные игры.
Согласно Википедии, сиквел – это любое произведение искусства (обычно книга или фильм), сюжетная линия которого развивается как продолжение уже рассказанной или показанной истории.
В «Энциклопедии кино» 2010 года понятие сиквела сужается до фильма-продолжения, созданного в качестве следующей части к исходному фильму (так называемому оригиналу), показавшему превосходные коммерческие результаты.
Если кассово успешным оказывается и сиквел, то вслед за ним, как правило, снимают еще одну или несколько композиционно самостоятельных частей, и тогда уже речь идет о кинофраншизе (происходит от термина франшиза, который используется в бизнесе).
В продолжениях обычно используются различные вариации базового сюжета, объединенные общим замыслом и знакомыми по фильму-оригиналу героями.
Есть несколько видов сиквелов:
- приквел – фильм-предыстория, события в котором предшествуют тем, что произошли в исходном фильме (например, в киноэпопее «Звездные войны» в 1977—1983 годах вышли сначала эпизоды оригинальной трилогии, а затем, с 1999-го по 2005-й, – трилогия приквелов);
- интерквел – сюжетная линия интерквела связана с событиями, происходившими в период между событиями, о которых было рассказано в уже вышедших частях;
- мидквел – фильм-уточнение, развивающий базовый сюжет исходного фильма. Мидквел, в отличие от сиквела, не продолжает историю, а добавляет к сюжетной линии фильма-оригинала некоторые подробности;
- триквел – по сути, это сиквел к сиквелу;
- квадриквел – как следует из названия, это четвертая часть какой-либо эпопеи.
И еще один момент: не следует путать сиквел с ремейком (картиной-интерпретацией, снятой по похожему сюжету или по мотивам когда-то вышедшего фильма).
Также не следует отождествлять понятия сиквела и спин-оффа, который, по сути, является не продолжением исходной истории, а лишь ее ответвлением, хотя и персонажи, и ситуационные аспекты могут оставаться теми же, что и в фильме-оригинале.
Хроника самых громких сиквелов
Традиционно принято считать (и не без оснований), что сиквелы всегда хуже исходных фильмов.
И это понятно, потому что оригинальные ленты обладают как минимум одним беспроигрышным достоинством – законченностью рассказанной истории: все сюжетные завихрения выпрямлены, на все вопросы отвечено. Если история подана именно так, то фильм превращается для зрителя в золотой слиток, которым ему не надоедает любоваться.
Но сиквел – дело другое, что тоже понятно. Здесь приходится надумывать и придумывать для законченной истории целую кучу нюансов, призванных сыграть роль золотых слитков.
Но эти нюансы на самом деле являются всего лишь пустой породой с редкими вкраплениями дорогого металла в виде покоривших зрителя персонажей и прославившихся благодаря им актеров.
Тем не менее есть и исключения, когда фильм-оригинал закономерно уступил пальму первенства своему продолжению:
- 1974 г. – «Крестный отец 2», удостоенный «Оскара» сразу в шести категориях (в том числе и как лучший фильм);
- 1978 г. – «Челюсти 2», самый прибыльный сиквел своего времени (кассовые сборы в 10 раз превысили бюджет картины);
- 1980 г. – «Супермен 2», награжденный «Оскаром» за визуальные эффекты;
- 1985 г. – «Рэмбо 2: Первая кровь», сиквел, который окупился в первую же неделю проката и который стал своеобразным символом внешней политики Соединенных Штатов 80-х годов;
- 1987 г. – «Зловещие мертвецы 2», окупившие свой бюджет без малого в семь раз;
- 1991 г. – «Терминатор 2: Судный день», получивший четыре статуэтки «Оскара» и ставший первым из фильмов, бюджет которых превысил 100 млн долларов;
- 2002 г. – «Властелин колец 2: Две крепости», два «Оскара», «звание» самого кассового фильма в 2002 году;
- 2008 г. – «Темный рыцарь», ставший четвертым фильмом, собравшим в прокате более миллиарда долларов (и это при бюджете в $185 млн!).
Список можно было бы и расширить, припомнив сиквелы к таким киноэпопеям, как «Безумный Макс», «Смертельное оружие», «Такси», «Миссия невыполнима», «Чужие», «Люди Икс», «Мстители» и т.д.
Пара слов напоследок
Бывает, что фильм, в пух и прах разнесенный кинокритиками, восторженно воспринимается зрителями. И наоборот.
Хорошее кино – это кино, которое находит отклик лично в вас.
Стоит ли отказываться от сиквела только потому, что вы уже знаете эту историю и пережили с ее героями все, что вам было предложено в оригинале?
Конечно, не каждый оригинал – шедевр, но и не каждый сиквел – пустая порода. Просто смотрите и постарайтесь получать удовольствие…
Комментарии и отзывы (2)
Сиквелы сейчас популярны. Ведь все привыкли к сериалам, и ждут от обычных фильмов, что их сюжет будет развиваться. Сиквел интересней, чем приквел, так как смотрится без спойлеров.
Конечно, интересно посмотреть сиквел какой-то крутой истории. Но иногда создателям лучше оставить некоторые вещи недосказанными и вовремя остановиться.
Ваш комментарий или отзыв