Кто такие стейкхолдеры — определение и работа с заинтересованными лицами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Стейкхолдер – новое слово, совсем недавно появившееся в активном бизнес-словаре.
Однако, несмотря на новизну этого термина, без учета интересов стрейкхолдеров любой проект будет обречен на неудачу, поэтому сегодня мы поговорим об этом поподробнее.
Определение термина стейкхолдер — кто это
Стейкхолдеры — это люди или группы, которые влияют на проект или на компанию в целом. Ими могут быть клиенты, сотрудники, акционеры, поставщики и другие заинтересованные лица.
Термин переводится с английского языка и обозначает «заинтересованную сторону». В академических российских исследованиях их обычно называют «коалицией влияния».
Ещё несколько лет назад успешность работы предприятия напрямую определялась суммой получаемой прибыли и оборотом.
Но сегодня очень многое зависит от позиций людей и компаний, заинтересованных в успешности проекта, от оценок, которые дают проекту конечные потребители, представители власти, поставщики, партнёры.
Успешно развивающийся бизнес не может обойтись без взаимодействия с теми, кто заинтересован (по разным причинам) в успехе проекта.
Стейкхолдер – это не обязательно группа людей, объединённая формальными признаками, им может быть и отдельный человек.
Вот их характеристики:
- Они заинтересованы в результате или особенностях разработки проекта;
- Способны оказывать влияние на результаты.
Одним из основных стейкхолдеров является конечный пользователь, поскольку каждая компания вынуждена бороться за клиента.
Но также в результатах деятельности компании заинтересованы держатели облигаций и акций, управляющие и сотрудники, кредиторы, банкиры, само общество в целом.
Р.Фриман в 1984 году разработал целую теорию стейкхолдеров, проанализировав их влияние на успешность проектов. Она стала одной из ведущих концепций в этике современного бизнеса.
В каждом проекте следует ориентироваться на влияние и важность:
- Влияние. Как данная «коалиция влияния» способна повлиять на проект, участвует ли она в управлении, способна ли подсказать принимающему решение лицу, что конкретно требуется.
- Важность. Относится к результату проекта. Например, у профильных экспертов имеются знания, а у партнёров – ресурсы.
Важно, что стейкхолдерами в проекте являются и те, кого проект сам по себе не затрагивает, но они сами имеют большие возможности, чтобы повлиять на него.
Анализ стейкхолдеров — что это, и зачем он нужен
Чтобы определить, кого можно считать заинтересованной стороной, нужно составить грамотный анализ, включающий:
- описание стейкхолдера и его ожидания;
- описание возможного его влияния;
- все шансы и риски, которые вытекают из его возможностей;
- отношение стейкхолдера к проекту. Это важно, так как у него могут быть не только сторонники, но и те, кто осознанно и настойчиво тормозит развитие.
Вся информация должна структурироваться, и регулярно обновляться.
Для сбора информации можно использовать:
- открытые официальные источники;
- личные наблюдения, интервью, опросы.
Делать это надо до начала проекта, а некогда он уже в процессе. Это позволит предотвратить проблему, а не резать и исправлять уже образовавшуюся.
В чем отличие от акционеров
Многие считают, что основная и практически единственная заинтересованная сторона – те, кто вкладывает деньги в разработку бизнес-проекта, и надеется вернуть их потом в приумноженном виде.
Однако акционеры – понятие более узкое, то есть, это только одна из заинтересованных сторон, ориентированная на финансовую выгоду.
Для удовлетворения потребностей акционеров необходимо увеличение капитализации компании и её прибыли. Однако только на экономических интересах команде сосредотачиваться нельзя: без клиентов и окружения современный бизнес не может быть успешным.
Классификация стейкхолдеров
- Внешние стейкхолдеры всегда находятся за пределами организации. Это потребитель, посредники, поставщики.
- Внутренние – руководители и сотрудники компании.
К внешним стейкхолдерам относятся представители власти как на местах, так и на федеральном уровне; СМИ, активисты, если на их мнение опирается общественность; благотворительные организации, и целый ряд других.
Часто общественность заменяется несколькими индивидами, представляющими узкие интересы. В массе группировок необходимо верно выделить своих потенциальных клиентов и определить их основные цели. У каждой компании всегда несколько стейкхолделров.
По классификации Ньюбоулда и Луффмана стейкхолдеры делятся на 4 группы:
- оказывающие финансовую помощь, например, инвесторы;
- группа руководящих лиц, это, как правило, менеджеры;
- сотрудники компании;
- партнёры, например, поставщик и покупатели.
Работа со стейкхолдерами
Каждая категория стейкхолдеров ставит свои цели. Например:
- Владелец компании. Для него во главе угла стоит прибыль компании, развитие бизнеса и личная реализация.
- Конечные потребители и клиенты хотят получить качественный продукт по адекватной цене. Не менее важен и индивидуальный подход: клиент ощущает свою личную значимость для компании и становится лояльным и постоянным клиентом.
- Сотрудники. Они заинтересованы в комфортных условиях работы и достойной оплате труда.
- Поставщики. Для них важен уровень продаж, репутация, выражаемая в хороших отзывах, устойчивые финансовые отношения с регулярной оплатой заказов.
Для устранения разногласий, точнее, разницы в целях, применяются системы поощрений, мотиваций. Это позволяет привести цели по развитию бизнеса к некой общности.
Но при этом нужно учесть, что успешного плана, благодаря которому проект будет успешно развиваться, и каждая группа стейкхолдеров будет удовлетворена, не существует. От команды потребуется установление приоритетов.
Что случится, если не вести такую работу
При отсутствии целенаправленной работы с «коалицией влияния» проект просто не удастся. При этом негативные эффекты будут проявляться на любом его этапе.
- Команда не будет знать, на что именно при разработке нужно обратить особое внимание.
- Проблемы в проекте не будут вовремя замечены и скорректированы.
- Снизится лояльность к проекту.
- Новые идеи пройдут мимо незамеченными, и возможность улучшить проект будет упущена.
При целенаправленной работе с заинтересованными сторонами, и с извлечением уроков из этой работы, вероятность успеха проекта возрастает в несколько раз.
Комментарии и отзывы (2)
А я сначала решил, что стейкхолдер — это тот, кто держит стейк, а оказалось, что мы все являемся стейкхолдерами, ведь все мы в чем-то заинтересованы.
Я вот реально ни разу не слышала и нигде не встречала это слово. Как по мне, то оно немножко тяжеловато для восприятия, да и выговаривать его тяжело. Хотя немножко созвучно с КардХолдерами))
Но в то же время, если вчитаться в текст, то стейкхолдеры просто нужны, даже необходимы. Они всегда есть и будут, просто раньше никто не акцентировал на этом внимание, и не выдилял их.
Ваш комментарий или отзыв