Кто такой потребитель и каковы особенности их поведения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слова в русском языке толкуются двояко, т.е. в прямом и переносном смысле.
К таким словам относится и понятие «потребитель». Рассмотрим сегодня, что оно значит в зависимости от сферы применения.
Потребитель – это …
В обиходе потребителем называют человека, который берет (получает) какие-либо блага, ничего не отдавая взамен. Более всего подходящие синонимы – «нахлебник, дармоед», т.е. в этом аспекте понятие «потребитель» имеет негативный оттенок.
Например, бабушки у подъезда судачат о молодежи: «Вырастили поколение потребителей, никто работать не хочет». Очевидно, что бабули не правы, но доля истины в их словах все же есть, некоторые молодые люди стремятся потреблять материальные блага, добытые (заработанные) родителями или кем-то еще.
Но сегодня речь пойдет не об обывательском толковании понятия, а об экономическом. Мы рассмотрим потребителя как элемент экономической системы.
В этом аспекте потребитель – это лицо, которое потребляет (приобретает) материальные или нематериальные блага, произведенные (предоставленные) другими физическими или юридическими лицами.
Очень точно сформулировал толкование слова «потребитель» президент Кеннеди в 1962 году, он сказал:
«Потребители – это все мы».
Действительно, каждый из нас без остановки что-либо потребляет: товары, услуги (это что?), работу.
При этом стоит отметить, что наше законодательство уточняет, что потребителем является лицо, которое потребляет исключительно в личных, семейных, общественных целях, но никак не в целях предпринимательской деятельности.
Об этом говорится в Федеральном Законе (ФЗ) РФ «О защите прав потребителей».
Особенности поведения потребителей, как участников экономических отношений
Потребитель – конечное звено в цепочке производства какого-либо товара или предоставления услуги. Товар не является товаром, если его некому продать. Человек становится потребителем, когда задумывается о приобретении (получении) какого-либо товара (услуги).
Экономистами разработана модель поведения потребителя. С помощью анализа модели можно спрогнозировать действия потребителя в тот или иной момент.
Рассмотрим модель (алгоритм) действий потребителя:
- потребитель осознает необходимость приобретения товара (услуги);
- ищет информацию об этом;
- анализирует, где и как можно приобрести нужный товар (услугу);
- потребитель оценивает свою финансовую возможность совершения покупки;
- покупает товар (услугу).
Каждый производитель или продавец товара имеет одну конечную цель – получение прибыли. Прибыль можно получить, только продав свой товар (услугу). А для того, чтобы он был реализован, необходимо, чтобы потребитель захотел и смог его приобрести.
Следовательно, продавцу необходимо воздействовать на потребителя, мотивировав его на покупку.
Поэтому грамотные маркетологи теми или иными способами воздействуют на потребителя на всех этапах его «созревания» для покупки:
- на этапе осознания необходимости покупки – формирование потребности в товаре (т.е. внушение мысли о том, что данный товар (услуга) нужен потребителю);
- на этапе поиска информации – повышение узнаваемости товара (т.е. его активная реклама);
- на этапе поиска продавца – повышение узнаваемости (реклама в формате акций, скидок и т.д. конкретного продавца);
- на этапе покупки – стимулирование к покупке.
Права и обязанности потребителей
Потребитель, как всякий участник экономических (договорных) отношений, имеет определенные права и обязанности.
Права:
- получать достоверную информацию о приобретаемом товаре (услуге);
- приобретать товар (услугу) надлежащего качества, соответствующего нормам безопасности для здоровья и жизни;
- иметь возможность возврата уплаченных денежных средств или обмена купленного товара, если он оказался не надлежащего качества.
Эти права гарантируются на законодательном уровне и регламентируются ФЗ «О защите прав потребителей».
Поговорка о том, что покупатель всегда прав, верна лишь отчасти, потребитель, кроме прав, имеет и определенные обязанности:
- оплатить приобретенный товар (услугу);
- выполнять правила и нормы его эксплуатации ;
- возместить стоимость проведения экспертизы качества товара, если качество возвращаемого продавцу изделия ухудшилось вследствие некорректной эксплуатации его потребителем.
Краткое резюме: мы все являемся потребителями, поэтому давайте будем помнить о своих правах, но не забывать и об обязанностях.
Автор статьи: Елена Копейкина
Комментарии и отзывы (1)
Сейчас страшнее всего быть потребителем в наших магазинах и супермаркетах — продавцы и поставщики вконец обнаглели и обращаются с людьми, как с животными. Не дают нормальной информации про товар, нарушают условия организации продажи и сбыта и, наконец, даже не могут элементарно дать потребителю жалобную книжку, так как боятся потом получить наказание.
Ваш комментарий или отзыв