Что такое Социализация — определение, факторы, виды и этапы становления личности (индивида)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.
Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.
А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».
Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм
Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.
Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.
Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).
Важно понимать, что социальные нормы делятся на:
- Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
- Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.
Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:
- социальная;
- физическая;
- интеллектуальная.
Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества . С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».
Как, где и когда проходит процесс социализации
Важную роль играют не только врождённая характеристика личности, но и та среда, которая выстроилась вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.
Формирование личности зависит от их:
- типа мышления;
- уровня развития;
- воспитания;
- эстетических взглядов;
- моральности;
- традиций;
- увлечений.
Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.
Люди ведь реагируют на какие-то вещи не только вербально. Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся.
Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.
Не стоит забывать о том, что процесс становления в социуме происходит не только в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.
Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.
Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.
Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:
- Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.
Агенты социализации, социальные статусы и роли
Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.
- В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
- Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)
Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.
Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.
Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.
- Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
- Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.
Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.
Факторы и виды социализации
Мы уже познакомились с теми условиями, которые влияют на формирование личности, поэтому нужно только систематизировать эти знания и дополнить.
Факторы, влияющие на социализацию:
- Микро – те условия и люди, которые непосредственно влияют на формирование личности (родственники, воспитание в кругу семью, друзья, работа).
- Мезо – локация, где проживает особь (район, город).
- Макро – понятие влияния на индивида в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).
Классификация видов социализации в зависимости от возраста и развития человека:
- Первичная – от рождения до взрослого периода (25-30 лет).
- Вторичная – это разрыв старых шаблонов. Человек переосмысливает все те нормы, которые были восприняты в детстве и юношеском возрасте. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот вид социализации длится до конца жизни.
Виды становления личности за другой характеристикой:
- Гендерная – в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков – по другому.
- Организационная – относится к социализации в коллективе (на учёбе, работе).
Этапы становления личности
Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:
- Стадия младенчества (до 1,5 года) полностью подвластна матери. Она проявляет опеку, кормит и кладёт спать ребёнка. От того насколько мама будет эмоциональна по отношению к чаду, настолько он потом будет эмоционально восприимчив к другим людям.
- Ранее детство (до 4 лет) характеризуется автономностью и попытками ребёнка показать свою самостоятельность. Он всем демонстрирует собственное «Я».
- В детстве (до 6 лет) главным моментом развития личности выступает ролевая игра. Например, дочки-матери. Дети примеряют на себя гендерные роли; получают информацию о том, как живут и что делают взрослые люди.
- Во время младшего школьного возраста (до 11 лет) ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.
- Отрочество (до 20 лет) – в этот период особь определяется, что собой представляет как личность. Как вести себя в социуме, чего хотеть от жизни, какие цели и ценности преследовать, каким нормам морали следовать.
- На стадии юности (до 25 лет) человек находится в активном поиске спутника жизни, создаёт крепкие социальные связи, укрепляется на какой-то работе. Также более точно определяет свои цели на будущее.
- Зрелость (до 60 лет) характеризуется тем, что личность накапливает опыт, реализует себя, занимается семьёй. Если есть дети, делится своими знаниями, хочет чувствовать себя нужным для них.
- В старосте (старше 60 лет) свойственно переосмысление всей своей жизни, чего успели достигнуть, что не сделали. Если это можно наверстать – этим и занимаются. Старается выглядеть мудрым человек перед глазами своих детей и внуков. Морально готовится принять смерть.
Социализация – это важный процесс в жизни каждого, который идет все время. Хотя и наиболее продуктивный этап попадает на первую часть жизни, во взрослом периоде можно также накапливать опыт, изменять свои нормы под обретённое новое мировоззрение.
Комментарии и отзывы (3)
Социализацию человек должен проходить уже в малом возрасте. Только ради этого, уже стоит отдать ребенка в детский сад!
Смущает слово — играть, разве мы должны играть роль отца или матери? Нужно быть, а не казаться кем-то со стороны, да и какое мы занимаем положение в обществе?
Если я на работе, там есть моё положение, оно зависит от должности, а если я гуляю на улице, то разве в этот момент я занимаю какой-либо статус? Может конечно и занимаю, только он никому не виден, я же не президент, чтобы 24 часа в сутки быть в статусе.
Павел: весь мир театр, а люди в нем актеры.
Гуляя по улицы вы занимаете статус гражданина (законопослушного).
Ваш комментарий или отзыв