Кто такие Пилигримы — определение, значение слова, история паломничества к святыням в разных религиях

Обновлено 11 мая 2024 Просмотров: 67 964 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Несмотря на то, что слово «пилигрим» уже довольно давно утратило свою былую актуальность, оно все еще присутствует в нашем активном словаре, удивляя и своей многогранностью, и количеством современных понятийных маркеров.

Сколько смысловых оттенков у этого термина сегодня и какие из них имеют для нас особое значение – разберемся по порядку.

Определение понятия Пилигрим — кто это

Самый краткий и исчерпывающий ответ можно найти в «Словаре иностранных слов» А.Н.Чудинова. Там уточняется, что слово «пилигрим» произошло от латинской основы «peregrinus», образовавшейся в результате слияния двух частей:

  1. «per» – что значит «сквозь, через»;
  2. и «ager» – «поле, земля, область».

В итоге получился термин «peregre», который использовался в значении «вне отечества, вне дома, за границей, в чужих краях», а смысл самой основы «peregrinus» конкретизировался до понятия «иностранец, чужеземец».

Пилигримы

Со временем – уже в романских языках, объединенных общим латинским предком, – появилось слово «pellegrino», которое использовалось как в своем непосредственном значении («богомолец, идущий к святым местам, паломник»), так и в обобщенном, более широком смысле («странник, путешественник, путник»).

Примечательно, что – согласно данным «Этимологического словаря» М.Фасмера – в русскую речь это слово проникло не из романского первоисточника, а из раннегерманских языков, где термин «pelegrîme» использовался примерно с III-IV веков.

Однако особую актуальность он приобрел гораздо позже, когда паломничество как таковое стало массовым явлением не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.

После создания в XII веке духовно-рыцарского Тевтонского ордена, призванного защищать паломников (а на деле – бороться с нехристианами), появилось и другое понятие – пилигримы-крестоносцы.

По сути, это были участники Крестовых походов, которые «принимали крест» перед тем, как отправиться в Святую Землю.

Сами «принявшие крест» именовали свои путешествия «хождениями» и «паломничествами», но все прочие сограждане обычно называли это «пилигримством», а таких вот странствующих вероборцев – просто пилигримами.

Паломничество к святыням – как все начиналось

Идею пеших путешествий к святым местам давно и полномерно эксплуатировали практически все религии, но только на рубеже IV-V веков паломничество обрело истинно сакральный смысл, превратившись в общепризнанное доказательство набожности.

В такие походы могли отправиться представители любых сословий, что оказывало достаточно ощутимое влияние как на культуру, так и на общество в целом.

Это была так называемая эпоха Поздней Античности, основной чертой которой стала легализация христианства, осуществленная Константином Великим в Римской империи (313 год), и последующее присвоение христианству статуса государственной религии.

Церковь как орган управления только формировалась, и основные ее усилия были направлены на укрепление власти.

Понятно, что паломничество стало вполне действенным инструментом для этих целей, а священнослужители всеми силами поддерживали желание верующих отправиться чуть ли не за тридевять земель, чтобы:

  1. поклониться местам и реликвиям, освященным деятельностью Иисуса и/или его апостолов;
  2. исполнить данный богу обет, произнесенный при свидетельстве священника;
  3. молитвами, совершенными в святых местах, испросить у бога чудесное исцеление от недугов (как для себя, так и для своих близких);
  4. искупить тяжкие грехи и/или преступления;
  5. получить благословение;
  6. избавиться от сомнений и укрепиться духом.

Уже из одного только списка таких вот «богоугодных» целей можно заключить, что пилигрим – это верующий, который отправляется в паломничество по религиозным мотивам.

И таких странствующих богомольцев в те времена было очень много – в основном благодаря тонкой политике Рима, направленной на подчинение людей господствующей во всех сферах жизни религии.

Речь

Дети, вне зависимости от сословия и благосостояния семей, воспитывались не только в страхе перед карой божьей, но и на постулатах, что главное в их жизни – делать «все» во имя спасения своей души, которой не кто иной, как господь даровал бессмертие.

И первое из этого самого «все» – любить бога и беспрекословно подчиняться его служителям. Так что никому и в голову не приходило оспаривать эти первоистины, а если кто и сомневался, то выход тут же подсказывали церковники – отправиться к святым местам, чтобы укрепиться в вере.

Что касается христианских паломников, то вплоть до начала Высокого, или Классического, Средневековья (а это примерно XI-XII вв.) для них существовало только три особо значимых святыни, к которым круглый год устремлялись многолюдные потоки пилигримов, предельно изможденных из-за лишений и трудностей пеших походов:

  1. Святая Земля (до 1948-го – бывшая территория Палестины) – там, в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме, находились такие важнейшие христианские святыни, как Голгофа, Гроб Господень, Гефсиманский сад, Камень помазания и т.д.;
  2. Рим – общепризнанный европейский центр паломничества, где находятся целых семь христианских святынь, включая места погребения апостолов (Петра, Павла), двадцати двух римских понтификов и святых мучеников (Лаврентия, Себастьяна);
  3. Север Испании – в городе Сантьяго-де-Компостела (столице автономии Галисия) находится одна из крупнейших в Европе паломнических святынь – грандиозный Сантьягский собор. По преданию, именно здесь, на иберийских берегах, в первой половине IX века были обнаружены останки Иакова Зеведеева, апостола и ближайшего ученика Христа.
Молитва

Позже, в разгар Средневековья, для паломничества к Святой Земле и некоторым европейским реликвиям начали создаваться специально организованные общества пилигримов, у которых могли быть разные атрибуты, но единая для таких сообществ эмблема: круглая двустворчатая морская раковина, нередко используемая в путешествии как компактная дорожная посуда.

Ракушка

Эта эмблема, будучи своеобразным символом святости, традиционно именовалась «гребешком святого Якова».

В дороге пилигримы носили ее на виду, прикрепив к головному убору, а по возвращении домой заделывали ракушку в стену своего жилища, чтобы она служила наглядным свидетельством того, что хозяин этого дома весьма набожен и благочестив, поскольку совершил путешествие к святыням.

Пилигримы в других религиях

Верующие люди, к какой конфессии они бы ни принадлежали, странствуют не только ради поклонения святыням – все они ищут душевного спокойствия и стремятся обрести хотя бы кратковременное единение с близкими по духу людьми.

В принципе, особой разницы в паломнических странствиях приверженцев разных вероучений нет, разве что святые места и реликвии отличаются.

Вера

Так, в частности, для пилигримов-мусульман существуют, помимо Иерусалима, еще два центра притяжения – Мекка со своей Заповедной мечетью (Великая Аль-Харам) и утопающая в зелени Медина со своей знаменитой мечетью Аль-Масджид-ан-Набави из нежно-розового гранита, где, по преданию, жил, проповедовал и затем был погребен сам пророк Мухаммад.

Жители Индийского субконтинента – практически все индуисты, а в этом вероучении считается большой заслугой совершить паломничество в один из семи городов, которые уже несколько тысячелетий почитаются как священные, потому что там побывал и какое-то время обитал верховный творец Вишну:

  1. Авантика;
  2. Дваравати;
  3. Матхура;
  4. Майя;
  5. Канчи;
  6. Айодхья;
  7. Каши.
Водоем

Каждый паломник, которому удастся в течение жизни посетить хоть одно из семи мест обитания четырехрукого божества, обретет ясность и свет (или, как еще индусы это называют, «особое духовное освобождение»).

Немного иначе обстоят дела с буддизмом и ламаизмом. Здесь существует такое понятие, как кора – ритуальный обход святого места или какой-либо святыни.

По сути, это просто хождение с молитвами вокруг реликвии или молчаливое движение по часовой стрелке в цепочке других богомольцев. У буддистов этот ритуал используется и в качестве паломничества, и в качестве одного из видов медитативной практики.

Паломники

Помимо этого у буддийских пилигримов, в частности, есть свои места притяжения, и основное из них – монастырь Джоканг в городе Лхаса, исторической столице Тибета.

Храмовый комплекс на территории монастыря занимает свыше 25 тыс.кв.м, а на ритуальном пути вокруг него расставлены не только молитвенные барабаны для начитывания мантр, но и множество торговых рядов, способных обеспечить всем необходимым почти два миллиона паломников, приходящих сюда ежегодно.

Вместо заключения

Ну вот, надеюсь, мы достаточно детально разобрались с прямым значением понятия «пилигрим»: кто это такие, что вынуждает этих людей отправляться в нелегкие пешие походы, куда они держат путь и что в итоге находят.

Турист

Что касается обобщенного значения этого термина, то очень многие из прагматичных современников совершают паломничества, пусть и не в том смысле, каким наделяют его религиозные паломники.

Но тем не менее практически любого человека можно назвать пилигримом, потому что у каждого из нас свои святыни и каждый из нас предпринимает к ним свое – личное, индивидуальное – путешествие, потому все мы, как и странствующие богомольцы, стремимся к духовному совершенству.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Наталья

Классный текст! Нашла все ответы по теме! Спасибо!

Саша

Если у человека есть какая-то духовная цель, то любое тихое путешествие в одиночестве может помочь в ее достижении. Совершенно не обязательно выбирать места, которые по общепринятому мнению имеют какую-то силу.

Арсен

Прежде всего слово ассоциируется с Индией. С местечком Варанаси, грязной рекой Ганг по которой плывут трупы умерших. Как в грязной воде совершают омовение пилигримы, а на берегу коптят кремационные костры.

Ваш комментарий или отзыв