Кто такие Пилигримы — определение, значение слова, история паломничества к святыням в разных религиях
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Несмотря на то, что слово «пилигрим» уже довольно давно утратило свою былую актуальность, оно все еще присутствует в нашем активном словаре, удивляя и своей многогранностью, и количеством современных понятийных маркеров.
Сколько смысловых оттенков у этого термина сегодня и какие из них имеют для нас особое значение – разберемся по порядку.
Определение понятия Пилигрим — кто это
Самый краткий и исчерпывающий ответ можно найти в «Словаре иностранных слов» А.Н.Чудинова. Там уточняется, что слово «пилигрим» произошло от латинской основы «peregrinus», образовавшейся в результате слияния двух частей:
- «per» – что значит «сквозь, через»;
- и «ager» – «поле, земля, область».
В итоге получился термин «peregre», который использовался в значении «вне отечества, вне дома, за границей, в чужих краях», а смысл самой основы «peregrinus» конкретизировался до понятия «иностранец, чужеземец».
Со временем – уже в романских языках, объединенных общим латинским предком, – появилось слово «pellegrino», которое использовалось как в своем непосредственном значении («богомолец, идущий к святым местам, паломник»), так и в обобщенном, более широком смысле («странник, путешественник, путник»).
Примечательно, что – согласно данным «Этимологического словаря» М.Фасмера – в русскую речь это слово проникло не из романского первоисточника, а из раннегерманских языков, где термин «pelegrîme» использовался примерно с III-IV веков.
Однако особую актуальность он приобрел гораздо позже, когда паломничество как таковое стало массовым явлением не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
После создания в XII веке духовно-рыцарского Тевтонского ордена, призванного защищать паломников (а на деле – бороться с нехристианами), появилось и другое понятие – пилигримы-крестоносцы.
По сути, это были участники Крестовых походов, которые «принимали крест» перед тем, как отправиться в Святую Землю.
Сами «принявшие крест» именовали свои путешествия «хождениями» и «паломничествами», но все прочие сограждане обычно называли это «пилигримством», а таких вот странствующих вероборцев – просто пилигримами.
Паломничество к святыням – как все начиналось
Идею пеших путешествий к святым местам давно и полномерно эксплуатировали практически все религии, но только на рубеже IV-V веков паломничество обрело истинно сакральный смысл, превратившись в общепризнанное доказательство набожности.
В такие походы могли отправиться представители любых сословий, что оказывало достаточно ощутимое влияние как на культуру, так и на общество в целом.
Это была так называемая эпоха Поздней Античности, основной чертой которой стала легализация христианства, осуществленная Константином Великим в Римской империи (313 год), и последующее присвоение христианству статуса государственной религии.
Церковь как орган управления только формировалась, и основные ее усилия были направлены на укрепление власти.
Понятно, что паломничество стало вполне действенным инструментом для этих целей, а священнослужители всеми силами поддерживали желание верующих отправиться чуть ли не за тридевять земель, чтобы:
- поклониться местам и реликвиям, освященным деятельностью Иисуса и/или его апостолов;
- исполнить данный богу обет, произнесенный при свидетельстве священника;
- молитвами, совершенными в святых местах, испросить у бога чудесное исцеление от недугов (как для себя, так и для своих близких);
- искупить тяжкие грехи и/или преступления;
- получить благословение;
- избавиться от сомнений и укрепиться духом.
Уже из одного только списка таких вот «богоугодных» целей можно заключить, что пилигрим – это верующий, который отправляется в паломничество по религиозным мотивам.
И таких странствующих богомольцев в те времена было очень много – в основном благодаря тонкой политике Рима, направленной на подчинение людей господствующей во всех сферах жизни религии.
Дети, вне зависимости от сословия и благосостояния семей, воспитывались не только в страхе перед карой божьей, но и на постулатах, что главное в их жизни – делать «все» во имя спасения своей души, которой не кто иной, как господь даровал бессмертие.
И первое из этого самого «все» – любить бога и беспрекословно подчиняться его служителям. Так что никому и в голову не приходило оспаривать эти первоистины, а если кто и сомневался, то выход тут же подсказывали церковники – отправиться к святым местам, чтобы укрепиться в вере.
Что касается христианских паломников, то вплоть до начала Высокого, или Классического, Средневековья (а это примерно XI-XII вв.) для них существовало только три особо значимых святыни, к которым круглый год устремлялись многолюдные потоки пилигримов, предельно изможденных из-за лишений и трудностей пеших походов:
- Святая Земля (до 1948-го – бывшая территория Палестины) – там, в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме, находились такие важнейшие христианские святыни, как Голгофа, Гроб Господень, Гефсиманский сад, Камень помазания и т.д.;
- Рим – общепризнанный европейский центр паломничества, где находятся целых семь христианских святынь, включая места погребения апостолов (Петра, Павла), двадцати двух римских понтификов и святых мучеников (Лаврентия, Себастьяна);
- Север Испании – в городе Сантьяго-де-Компостела (столице автономии Галисия) находится одна из крупнейших в Европе паломнических святынь – грандиозный Сантьягский собор. По преданию, именно здесь, на иберийских берегах, в первой половине IX века были обнаружены останки Иакова Зеведеева, апостола и ближайшего ученика Христа.
Позже, в разгар Средневековья, для паломничества к Святой Земле и некоторым европейским реликвиям начали создаваться специально организованные общества пилигримов, у которых могли быть разные атрибуты, но единая для таких сообществ эмблема: круглая двустворчатая морская раковина, нередко используемая в путешествии как компактная дорожная посуда.
Эта эмблема, будучи своеобразным символом святости, традиционно именовалась «гребешком святого Якова».
В дороге пилигримы носили ее на виду, прикрепив к головному убору, а по возвращении домой заделывали ракушку в стену своего жилища, чтобы она служила наглядным свидетельством того, что хозяин этого дома весьма набожен и благочестив, поскольку совершил путешествие к святыням.
Пилигримы в других религиях
Верующие люди, к какой конфессии они бы ни принадлежали, странствуют не только ради поклонения святыням – все они ищут душевного спокойствия и стремятся обрести хотя бы кратковременное единение с близкими по духу людьми.
В принципе, особой разницы в паломнических странствиях приверженцев разных вероучений нет, разве что святые места и реликвии отличаются.
Так, в частности, для пилигримов-мусульман существуют, помимо Иерусалима, еще два центра притяжения – Мекка со своей Заповедной мечетью (Великая Аль-Харам) и утопающая в зелени Медина со своей знаменитой мечетью Аль-Масджид-ан-Набави из нежно-розового гранита, где, по преданию, жил, проповедовал и затем был погребен сам пророк Мухаммад.
Жители Индийского субконтинента – практически все индуисты, а в этом вероучении считается большой заслугой совершить паломничество в один из семи городов, которые уже несколько тысячелетий почитаются как священные, потому что там побывал и какое-то время обитал верховный творец Вишну:
- Авантика;
- Дваравати;
- Матхура;
- Майя;
- Канчи;
- Айодхья;
- Каши.
Каждый паломник, которому удастся в течение жизни посетить хоть одно из семи мест обитания четырехрукого божества, обретет ясность и свет (или, как еще индусы это называют, «особое духовное освобождение»).
Немного иначе обстоят дела с буддизмом и ламаизмом. Здесь существует такое понятие, как кора – ритуальный обход святого места или какой-либо святыни.
По сути, это просто хождение с молитвами вокруг реликвии или молчаливое движение по часовой стрелке в цепочке других богомольцев. У буддистов этот ритуал используется и в качестве паломничества, и в качестве одного из видов медитативной практики.
Помимо этого у буддийских пилигримов, в частности, есть свои места притяжения, и основное из них – монастырь Джоканг в городе Лхаса, исторической столице Тибета.
Храмовый комплекс на территории монастыря занимает свыше 25 тыс.кв.м, а на ритуальном пути вокруг него расставлены не только молитвенные барабаны для начитывания мантр, но и множество торговых рядов, способных обеспечить всем необходимым почти два миллиона паломников, приходящих сюда ежегодно.
Вместо заключения
Ну вот, надеюсь, мы достаточно детально разобрались с прямым значением понятия «пилигрим»: кто это такие, что вынуждает этих людей отправляться в нелегкие пешие походы, куда они держат путь и что в итоге находят.
Что касается обобщенного значения этого термина, то очень многие из прагматичных современников совершают паломничества, пусть и не в том смысле, каким наделяют его религиозные паломники.
Но тем не менее практически любого человека можно назвать пилигримом, потому что у каждого из нас свои святыни и каждый из нас предпринимает к ним свое – личное, индивидуальное – путешествие, потому все мы, как и странствующие богомольцы, стремимся к духовному совершенству.
Комментарии и отзывы (3)
Классный текст! Нашла все ответы по теме! Спасибо!
Если у человека есть какая-то духовная цель, то любое тихое путешествие в одиночестве может помочь в ее достижении. Совершенно не обязательно выбирать места, которые по общепринятому мнению имеют какую-то силу.
Прежде всего слово ассоциируется с Индией. С местечком Варанаси, грязной рекой Ганг по которой плывут трупы умерших. Как в грязной воде совершают омовение пилигримы, а на берегу коптят кремационные костры.
Ваш комментарий или отзыв