Что такое шабат — определение, почему важна эта традиция, порядок проведения еврейского праздника

Обновлено 11 мая 2024 Просмотров: 108 277 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Даже люди, плохо знакомые с еврейской культурой, хотя бы раз в жизни слышали про Шабат. Смесь религиозного праздника и народной традиции, предписывающая выделять субботу для отдыха от праведных трудов.

Почему и как иудейская община должна в седьмой день прекращать практически всю работу?

Женщина сидящая рядом со столом

Определение понятия Шабат — что это за праздник

В иудаизме словом «Шабат» обозначают последний день недели, которым – согласно Торе – является суббота. Однако – это не просто выходной, а особый, освященный Богом день, воплощающий собой крепость древнего завета между Господом и еврейским народом, который сам Бог провозгласил избранным.

В некоторых текстах можно встретить варианты «шабат», «шабос» или «шабэс», при этом все они происходят от ивритского корня שַׁבָּת‏, буквально переводимого как:

  1. прекращать деятельность;
  2. покоиться;
  3. отдыхать.

Как сказано в Писании, сотворение мира завершилось созданием человека на шестой день. И тогда была дарована суббота, благословленная и освященная для божественного отдыха – в этот день даже строительство храмов приостанавливают.

Учитель с учениками за столом

Соблюдение ритуалов Шаббата – один из важнейших маркеров еврейской идентичности, поэтому все субботние мероприятия безусловны, незыблемы и строго обязательны к выполнению. В древние времена любое нарушение каралось смертью.

Что он символизирует

Тора указывает, что Шаббат был дарован во время исхода колена Израилева из Египта. Сохранились источники, подтверждающие, что еще в XI веке до н.э. иудейские богословы писали о важности соблюдения «субботних предписаний».

Со временем, по мере развития этой традиции, иудаизм развивает и параллельную идею: о том, что следование предписаниям – основная, всеобъемлющая заповедь, вбирающая в себя все прочие заповеди.

Эта идея отражена и в Талмуде, где говорится, что тот, кто соблюдает Шабат, соблюдает и все другие заповеди Торы, а тот, кто нарушает, – нарушает все заповеди.

Еврейская семья за праздничным столом

Говорить о глубокой значимости этого праздника для евреев можно до бесконечности, поэтому есть смысл остановиться только на самых символичных тезисах Шаббата:

  1. отдых – «менуха», время благодати, спокойствия и расслабления в круговороте хлопот, характеризующем нашу повседневную жизнь на протяжении недели;
  2. осознание – Шаббат напоминает о том, что человек не может делать с миром все, что ему захочется, поскольку этот мир – творение Бога, которое не принадлежит ни человеку, ни кому другому;
  3. самоидентификация – Шабат считается духовной невестой Израиля, абсолютно неразделимой с еврейским народом (иными словами, он помогает людям проявлять свое еврейство и передавать эту идентичность своим детям);
  4. духовность – согласно Писанию, небесная манна в пятницу падала в удвоенном количестве, компенсируя субботнее отсутствие, поэтому запрет на сбор и приготовление пищи в субботу символизирует, что мирские нужды не будут мешать исполнению духовных потребностей даже в праздничный день.

Но главное – Шабат помогает продемонстрировать смирение. Поскольку человек как бы стоит над другими творениями, он может поддаться иллюзии всевластия. Но откладывая любые дела и словно сливаясь с мирозданием, люди готовы прочувствовать значимость остального мира.

Основные ограничения Шаббата

Формально запрещены лишь 39 видов работ, так или иначе связанных с возведением походного храма, Мишкана. Особо религиозные иудеи в таком случае нанимали шабесгоев – не-иудеев, для которых не существовало духовных запретов.

Под ограничения подпадают основные виды деятельности, объединенные в несколько групп (так называемая мелаха):

  1. сельскохозяйственные работы (включая работы для выпечки ритуального хлеба и/или изготовления красителей);
  2. сбор шерсти, изготовление и обработка ткани, швейные работы;
  3. скорняжное дело;
  4. обустройство.
Свиток со знаками вопроса

Последний пункт наиболее интересен, поскольку он делает невозможными труды по написанию текстов, тушению пожаров или строительству, равно как и любые общественные работы. Есть даже предписание, из-за которого завершение какого-либо дела считается преступным, будь то хотя бы расстановка книжных томов по номерам.

Как его празднуют

Праздник «священной субботы» считается семейным и состоит из нескольких ритуальных элементов, тесно связанных с традициями конкретной общины. Он включает в себя:

  1. встречу Шаббата;
  2. зажигание свечей;
  3. молитву;
  4. освящение дня;
  5. омовение рук;
  6. трапезу.

По еврейским традициям, наступление нового дня происходит не в полночь, а сразу после заката. Поэтому в пятницу вечером, за 18 минут до захода солнца, в каждом иудейском доме уже накрыт стол с двумя свечами и двумя халами (витыми хлебами-плетенками), а рядом стоит бокал и кувшин с вином или виноградным соком.

Шаббат учит евреев планировать заранее, поэтому нужно позаботиться и о блюдах на субботний день – готовке обычно посвящается часть четверга и пятница, ведь в эти часы нельзя будет даже разогревать пищу.

Хала - плетенный хлеб

Когда женщина зажигает свечи, начинается праздник вместе со всеми ограничениями. Семья же отправляется в синагогу на общую молитву – Кабалат Шаббат, которой обычно встречают Царицу Субботу.

Освящение – ритуал, выделяющий субботу из череды будних дней. Над бокалом вина папа или дедушка произносит специальную молитву:

  1. кидуш – «отделение, освящение» – в начале Шаббата;
  2. хавдала (также являющаяся кидушем) – «отделение» – в конце, в субботний вечер.

Затем попеременно ополаскивают кисти правой и левой руки по три раза. А при обтирании произносят еще одну молитву.

Наконец, глава семьи убирает салфетку с халы и ножом намечает будущий разрез. Прочитав благословение, он разделяет хлеб на равные части и раздает присутствующим – теперь можно переходить к остальной еде. Главное пожелание: пища должна быть по возможности разнообразной, вкусной и в достатке.

Семья евреев в синагоге

Тем, кто впервые оказывается в Израиле, очень странно видеть, как там на целых 25 часов жизнь буквально замирает – с вечера пятницы все заведения закрыты, общественный транспорт не ходит, электричество отключается, люди не пользуются ни телефонами, ни компьютерами, ни бытовой техникой.

Вместо заключения

Кому-то покажется, что Шаббат – это занимательная традиция, но актуальная только для евреев. Однако и нам можно у них многому научиться. Например, тому, как не загонять себя, а хотя бы раз в неделю устраивать полноценный отдых. Если войти в ритм, то избавляться от стресса и справляться с трудностями будет намного легче!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Ваш комментарий или отзыв