Что такое шабат — определение, почему важна эта традиция, порядок проведения еврейского праздника
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Даже люди, плохо знакомые с еврейской культурой, хотя бы раз в жизни слышали про Шабат. Смесь религиозного праздника и народной традиции, предписывающая выделять субботу для отдыха от праведных трудов.
Почему и как иудейская община должна в седьмой день прекращать практически всю работу?
Определение понятия Шабат — что это за праздник
В иудаизме словом «Шабат» обозначают последний день недели, которым – согласно Торе – является суббота. Однако – это не просто выходной, а особый, освященный Богом день, воплощающий собой крепость древнего завета между Господом и еврейским народом, который сам Бог провозгласил избранным.
В некоторых текстах можно встретить варианты «шабат», «шабос» или «шабэс», при этом все они происходят от ивритского корня שַׁבָּת, буквально переводимого как:
- прекращать деятельность;
- покоиться;
- отдыхать.
Как сказано в Писании, сотворение мира завершилось созданием человека на шестой день. И тогда была дарована суббота, благословленная и освященная для божественного отдыха – в этот день даже строительство храмов приостанавливают.
Соблюдение ритуалов Шаббата – один из важнейших маркеров еврейской идентичности, поэтому все субботние мероприятия безусловны, незыблемы и строго обязательны к выполнению. В древние времена любое нарушение каралось смертью.
Что он символизирует
Тора указывает, что Шаббат был дарован во время исхода колена Израилева из Египта. Сохранились источники, подтверждающие, что еще в XI веке до н.э. иудейские богословы писали о важности соблюдения «субботних предписаний».
Со временем, по мере развития этой традиции, иудаизм развивает и параллельную идею: о том, что следование предписаниям – основная, всеобъемлющая заповедь, вбирающая в себя все прочие заповеди.
Эта идея отражена и в Талмуде, где говорится, что тот, кто соблюдает Шабат, соблюдает и все другие заповеди Торы, а тот, кто нарушает, – нарушает все заповеди.
Говорить о глубокой значимости этого праздника для евреев можно до бесконечности, поэтому есть смысл остановиться только на самых символичных тезисах Шаббата:
- отдых – «менуха», время благодати, спокойствия и расслабления в круговороте хлопот, характеризующем нашу повседневную жизнь на протяжении недели;
- осознание – Шаббат напоминает о том, что человек не может делать с миром все, что ему захочется, поскольку этот мир – творение Бога, которое не принадлежит ни человеку, ни кому другому;
- самоидентификация – Шабат считается духовной невестой Израиля, абсолютно неразделимой с еврейским народом (иными словами, он помогает людям проявлять свое еврейство и передавать эту идентичность своим детям);
- духовность – согласно Писанию, небесная манна в пятницу падала в удвоенном количестве, компенсируя субботнее отсутствие, поэтому запрет на сбор и приготовление пищи в субботу символизирует, что мирские нужды не будут мешать исполнению духовных потребностей даже в праздничный день.
Но главное – Шабат помогает продемонстрировать смирение. Поскольку человек как бы стоит над другими творениями, он может поддаться иллюзии всевластия. Но откладывая любые дела и словно сливаясь с мирозданием, люди готовы прочувствовать значимость остального мира.
Основные ограничения Шаббата
Формально запрещены лишь 39 видов работ, так или иначе связанных с возведением походного храма, Мишкана. Особо религиозные иудеи в таком случае нанимали шабесгоев – не-иудеев, для которых не существовало духовных запретов.
Под ограничения подпадают основные виды деятельности, объединенные в несколько групп (так называемая мелаха):
- сельскохозяйственные работы (включая работы для выпечки ритуального хлеба и/или изготовления красителей);
- сбор шерсти, изготовление и обработка ткани, швейные работы;
- скорняжное дело;
- обустройство.
Последний пункт наиболее интересен, поскольку он делает невозможными труды по написанию текстов, тушению пожаров или строительству, равно как и любые общественные работы. Есть даже предписание, из-за которого завершение какого-либо дела считается преступным, будь то хотя бы расстановка книжных томов по номерам.
Как его празднуют
Праздник «священной субботы» считается семейным и состоит из нескольких ритуальных элементов, тесно связанных с традициями конкретной общины. Он включает в себя:
- встречу Шаббата;
- зажигание свечей;
- молитву;
- освящение дня;
- омовение рук;
- трапезу.
По еврейским традициям, наступление нового дня происходит не в полночь, а сразу после заката. Поэтому в пятницу вечером, за 18 минут до захода солнца, в каждом иудейском доме уже накрыт стол с двумя свечами и двумя халами (витыми хлебами-плетенками), а рядом стоит бокал и кувшин с вином или виноградным соком.
Шаббат учит евреев планировать заранее, поэтому нужно позаботиться и о блюдах на субботний день – готовке обычно посвящается часть четверга и пятница, ведь в эти часы нельзя будет даже разогревать пищу.
Когда женщина зажигает свечи, начинается праздник вместе со всеми ограничениями. Семья же отправляется в синагогу на общую молитву – Кабалат Шаббат, которой обычно встречают Царицу Субботу.
Освящение – ритуал, выделяющий субботу из череды будних дней. Над бокалом вина папа или дедушка произносит специальную молитву:
- кидуш – «отделение, освящение» – в начале Шаббата;
- хавдала (также являющаяся кидушем) – «отделение» – в конце, в субботний вечер.
Затем попеременно ополаскивают кисти правой и левой руки по три раза. А при обтирании произносят еще одну молитву.
Наконец, глава семьи убирает салфетку с халы и ножом намечает будущий разрез. Прочитав благословение, он разделяет хлеб на равные части и раздает присутствующим – теперь можно переходить к остальной еде. Главное пожелание: пища должна быть по возможности разнообразной, вкусной и в достатке.
Тем, кто впервые оказывается в Израиле, очень странно видеть, как там на целых 25 часов жизнь буквально замирает – с вечера пятницы все заведения закрыты, общественный транспорт не ходит, электричество отключается, люди не пользуются ни телефонами, ни компьютерами, ни бытовой техникой.
Вместо заключения
Кому-то покажется, что Шаббат – это занимательная традиция, но актуальная только для евреев. Однако и нам можно у них многому научиться. Например, тому, как не загонять себя, а хотя бы раз в неделю устраивать полноценный отдых. Если войти в ритм, то избавляться от стресса и справляться с трудностями будет намного легче!
Ваш комментарий или отзыв