Что такое индульгенция — определение, как торговали опущением грехов в в средние века

Обновлено 12 марта 2024 Просмотров: 109 448 Автор: Дмитрий Петров

«Грешник, когда не хочешь ты
Печься, вариться, жариться
Тысячу лет в чистилище
И без конца в аду —
Здесь добудь индульгенцию,
Тяжких грехов прощение,
И за толику малую
Всевышний тебя спасет».

Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).

Индульгенция

Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь...

Определение понятия Индульгенция — что это

Под красивым словом индульгенция большинство ошибочно понимает отпущение грехов. Но такое определение хоть и очень распространено, но не совсем верно.

Чтобы разобраться в том, что такое индульгенция, какое она имеет отношение к прощению грешников, нужно проследить историю этого явления. Тем более что оно сыграло немаловажную роль в расколе католической церкви.

В переводе с латыни indulgentia означает «милость» или «прощение». В самом общем богословском смысле это Божья благодать, дарованная как исцеление от последствий совершенного греха.

В XI веке во Франции индульгенции появились, как своеобразный юридический документ, подтверждающий, что за согрешившего, но покаявшегося верующего вступаются перед Богом высшие церковные чины (папа или епископы). Заступничество духовенства заключалось в особой молитве за грешника.

Но индульгенция – это отпущение не самого греха, а временной кары за совершенные греховные деяния.

Чтобы понять, что это значит, нужно разобраться с категорией кары за грехи.

Кара за грех

В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.

К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.

Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.

Паломники

*Средневековые паломники

Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.

Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.

Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов

Само слово indulgentia появилось при папе Александре II в XI веке, когда необходимо было стимулировать граждан к участию в Крестовых походах.

На Клермонском соборе в 1095—1096 гг. было объявлено, что всем, кто непосредственно участвует в Крестовом походе или оказывает финансовую поддержку, полагается indulgentia plenaria, или полное прощение временной кары, причем не только для них, но и для ближайших родственников – живущих и даже усопших.

Народ валом повалил в крестоносцы – за 200 лет, начиная с 1096 года было организовано 8 Крестовых походов, в которых участвовали даже женщины и дети.

Крестовый поход

За эти же столетия сформировалось несколько искаженное понимание индульгенции не как «досрочного освобождения» от временной кары, а как прощение самого греха.

Такое искажение набирало обороты, и вскоре прощение грехов за деньги или за какие-то благочестивые поступки дошло до такой точки, когда стало возможным даже отпущение будущих согрешений.

Неисчерпаемая сокровищница добрых дел

В XIV веке папа Климент VI создал учение, которое логично и красиво объясняло, что значит индульгенция, – это вовсе не погоня церковных чинов за звонкой монетой, а Божья милость, ставшая возможной из-за наличия некой «сокровищницы добрых дел», где накоплены все заслуги Христа, его сподвижников и всех святых.

Сокровищница

Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.

Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол

К XVI веку злоупотребления в продаже индульгенций приобрели ужасающий размах. Уже никто не учитывал, раскаялся ли человек в своем прегрешении, какая временная кара ему положена – денежный взнос считался весомым основанием для получения права на отпущение грехов.

Сатана

*Сатана продает индульгенции

Индульгенции разлетались, как горячие пирожки, с их помощью собирали деньги на войны, строительство в Риме собора Святого Петра, на содержание двора и т.п. Выдавать документ об отпущении грехов имели право папа, епископы, монахи нищенствующих орденов, таких как францисканцы и доминиканцы, а также особая каста священников-распространителей индульгенций, которых называли квестариями.

Все это привело к тому, что немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года написал 95 тезисов о наболевшем и прибил их к воротам церкви в городе Виттенберге. Так началась великая Реформация, которая привела к расколу католической церкви и появлению протестантизма.

Ворота церкви

95 тезисов были посвящены объяснению покаяния и индульгенции в исходном их смысле, Лютер призывал вернуться христиан к истокам веры, напоминая в одном из тезисов: «Прежде церковные наказания налагались не после, а перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния».

«Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается».
Мартин Лютер, 1517 год.

Спустя полвека в 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя это не остановило Реформацию. Сегодня понятие индульгенции снова означает освобождение от временной кары за те грехи, в которых верующий уже покаялся на исповеди.

Автор статьи: Елена Румянцева

Комментарии и отзывы (6)

Вячеслав

А что плохого в том, чтобы за свои грехи жертвовать церкви деньги? Ведь церковь на эти суммы много добрых дел творила, хоть и не обошлось без тех священников, что поклонялись золотому тельцу.

Ева

Любопытно, что индульгенция — это не бесплатная услуга. Получается, мирские блага все же могут принести пользу духовной жизни. Хуже всего, что прощение как бы давалось даром, и не требовало никакого искупления делами или поступками.

Маргарита

Не удивительно, что эта возмутительная практика вызвала раскол. Возможность получить индульгенцию фактически нивелирует значимость основных заповедей.

Иван

Если человек богат, то почему бы с него не взять деньги в качестве наказания за грех, это же лучше, чем он бы молился по сто раз на дню.

Сергей

А в наши дни что означает это слово, как нарицательное понятие? Видимо, вседозволенность или некое исключительное право, которое идет вразрез с самими же законами, установленными государством.

Каролина

Заповеди одни для всех. Нигде нет оговорки о том, что грешить можно, если потом хватит денег откупиться.

Ваш комментарий или отзыв