Что такое табу — определение, суть и предназначение, сфера употребления этого понятия

Обновлено 13 марта 2024 Просмотров: 42 805 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нам с вами повезло: сегодня мы разберемся со значением и этимологией еще одного интересного слова, практика употребления которого не только уникальна, но и оказалась крайне живучей.

Это большая редкость, когда очень старое слово, обладающее довольно узким и специфичным смыслом, сохраняет свою актуальность на протяжении многих веков.

Как и в случае со словом «нирвана», сейчас «табу» ассоциируется в первую очередь с одноименным британским сериалом-бестселлером, где главным героем выступает персонаж невероятно харизматичного Тома Харди, ставшего буквально прошлой осенью рыцарем-командором весьма почетного Ордена Британской империи.

Но сначала – о непосредственном значении этого термина.

Значение слова Табу и сфера его употребления

Табу — это неявный запрет на что-либо (обычно на высказывание или поведение), основанный на культурном понимании того, что это чрезмерно отталкивающе или, возможно, слишком священно для обычных людей.

Это одно из ключевых понятий в религиоведении, хотя попало оно туда относительно недавно. Джеймс Кук, в 1777 году впервые опубликовавший некоторые истории из дневников своих открытий, упоминал о строгих нравах аборигенов южной части Полинезии, куда входил ряд мелких островов архипелага Тонга.

Описывая необычное для бесписьменных народов поведение островитян, мореплаватель обозначил «табу» как специфическое явление полинезийской религиозности.

Ритуал

Интересно, что сами аборигены в те времена произносили это слово как «тапу», и для них оно означало «нечто выделенное, помеченное особым образом», а в религии – строгое предписание, запрещающее какое-либо действие, объект или место.

Нарушение такого предписания влекло за собой самые жестокие санкции, причем как со стороны сверхъестественных сил, так и со стороны своих же сородичей.

Таким образом, термин «табу» впервые появился в английском языке, неся в себе сугубо религиозный смысл, непосредственно связанный с определенным запретом.

И именно Джеймс Кук задал самую первую точку отсчета, благодаря которой это понятие долгое время использовалось в своем прямом контексте – как священный запрет или строгое религиозное предписание, ограничивающее поведение любого члена общины.


Распространившись по европейским религиозным системам, определение «табу» постепенно обретало более широкий смысл и сейчас характеризуется как минимум тремя контекстами употребления:

  1. в религии табу – это могущественный священный запрет;
  2. в науках – это основа общественного уклада и базис для внутриклановых отношений;
  3. в повседневной жизни табу – это некие общепринятые морально-нравственные нормы и культурные, социальные и бытовые маркеры.

К концу XIX века, после окончательного формирования колониальной системы, как антропологи, так и классики религиоведения сходились во мнении, что у любого религиозного явления непременно имеется своя естественная причина (то, что сейчас мы называем научным объяснением).

А раз эта причина естественного происхождения, то ее влияние не может ограничиваться одной только религией.

Суть и предназначение

Так, в одной из работ британского культуролога и историка религии Джеймса Дж.Фрэзера был представлен анализ пищевых табу тихоокеанских островитян. Автор отмечает, что большинство из них тесно связано с частными семейными преданиями.

Например, в одном племени кто-то из предков перед кончиной рассказывал, что ему было видение, как он после смерти перевоплощается в манговое дерево, а его потомки затем наложили табу на поедание плодов манго.

Маска

Примерно такая же картина вырисовывается и в психологии. Зигмунд Фрейд, считавший, что изучать психику современного человека можно и нужно на примере аборигенов и диких племен, написал целый труд, посвященный тотемам и табу.

В одной из глав он заявлял, что возникновение табу чаще всего обусловлено наличием амбивалентности чувств (двойственности отношений).

Он говорил, что непосредственное предназначение любого табу – ограждать нашу психику от влияния слишком сильных переживаний и защищать ее от чувства вины, стыда или губительного сожаления.

Особенно это касается внутриплеменных отношений между полами, и яркий пример появления подобных запретов – табуирование инцеста. А в целях полного исключения инцестуозного соблазна в некоторых кланах табуировали даже связь между некровными родственниками (зять и теща, невестка и тесть и т.д.).

Один из основоположников социологии Эмиль Дюркгейм, работая над «Элементарными формами религиозной жизни», детально изучил тотемистическую систему диких народов Австралии и на ее основе создал своеобразный каркас, которым затем начали пользоваться все исследователи этой темы.

Именно в этом труде дается самое полноценное описание всех аспектов табу, основанное на анализе ограничивающих предписаний у разных этнических групп в самых разных регионах.

Черная метка табу

В целом и общем понятно, что речь идет о термине, обозначающим священный запрет или иное ограничение, накладываемое на определенное действие, предмет, место или занятие.

Однако у некоторых народов наряду с полинезийскими папуасами это слово могло нести в себе и другой, более темный и неприятный смысл – «нечистый, опасный, порочный, жуткий, проклятый».

Папуас

Верования первобытных людей мало чем отличаются от современных, допускающих существование злых сил (антихристов, демонов, божеств и т.д.). Кроме того, эти божества/темные силы, несущие беды, горе, болезни и смерть, могли наделять людей или предметы страшными свойствами, которые оказывались порой гораздо хуже, чем болезни и смерть.

И если умирал кто-то, кого «пометили» эти злые силы, то абсолютно все, с чем был связан умерший – начиная с дома, где он жил, и заканчивая повозкой, на которой его везли к месту захоронения, – считалось нечистым, проклятым.

Это было нечто безусловно отверженное и неприкосновенное в силу своей крайней опасности и губительности.

Человеком-табу мог стать не только тот, кого «коснулись» злые силы, но и те несчастные, кто имел неосторожность нарушить какой-либо из племенных запретов – так называемое табу первого рода.

Пойманного на нарушении запрета могли покарать не только изгнанием, но и смертью – чтобы он не навлекал бедствия на соплеменников и не «заражал» их своим проклятьем.

Определение

Табуированный человек вызывал у окружающих не сочувствие или жалость, а лишь животный страх и отвращение, поскольку очиститься от этого проклятия ни при жизни, ни после перехода в иной мир было невозможно. Просто не придумали способ…

Сериал «Табу»

Сериал, презентованный как историческая драма, большинство критиков расценивает как мистический детектив. Но нам с вами нет смысла углубляться в тонкости жанра, ведь нас интересует только главный герой – байронический Джеймс Дилейни в своем неизменном черном пальто и отороченной бобровым мехом шляпой.

Джеймс Кук

С первых эпизодов может показаться, что это очередная история о борьбе маленького человека с беспощадной большой системой в лице Ост-Индской компании, но уже к концу сезона вы понимаете, что перед вами – полный противоречий изгой, взявшийся за тяжелую и грязную работу ангела-истребителя.

Лондон викторианской эпохи (а шел 1814 год) совсем не похож на другие столицы того времени – чопорность и нетерпимость к нарушителям общепринятых норм здесь просто зашкаливала, так что оказаться в числе «табуированных» было проще простого. И тем более когда речь идет о такой неоднозначной натуре, каким был Дилейни.

Когда-то он уже оказался на опасной тропе, нарушив одно из самых распространенных табу – вступил в связь с утонченной красавицей Зильфой, своей сводной сестрой. Потом он на несколько лет пропал из виду – по слухам, жил где-то в африканских дебрях, питался человечиной и с головы до ног покрыл себя непонятными татуировками.

Теперь он материализовался, чтобы не дать главе Ост-Индской компании отобрать земли, завещанные ему недавно почившим отцом.

И вот Джеймс, летающий по готически-мрачному Лондону словно черный ворон, начинает быстро пополнять свой список аккредитованных грехов, без устали подтверждая смысл второго значения табу: он действительно нечистый, жуткий и опасный. И при этом, несмотря на свою порочность, – невероятно притягательный.

Комментарии и отзывы (2)

Егор

Интересно, кто-то из этих дикарей встречался с силой проклятия? В Европе «ведьм» сжигали, так подумать, столько людей замучили и убили, а всё из-за глупых суеверий.

Юрий

Слово-то знакомое, но вот в наше время его уж точно никто не ассоциирует с религией, или тем более ритуалами. Прежде всего, это что-то запрещенное, с чем человек может столкнуться в повседневной жизни. Но опять-таки, кого это сейчас остановит?

Это понятие остается в прошлом, как и прочие стереотипы и ограничения. Да и вообще, это субъективное понятие, и у каждого человека, свои собственные табу.

Ваш комментарий или отзыв