Что такое христианство — определение, суть религии, история возникновения и причины распространения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня христианство считается одной из крупнейших мировых религий, что легли в основу развития общества.
Несмотря на внушительное количество последователей (по разным подсчетам доходящее до 2,4 млрд), большинство верующих просто не задумывается о сложнейшем пути становления христианского учения.
Так с чего все началось?
Определение понятия христианство — что это за религия
В основе христианства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви.
Начало активного формирования христианского мировоззрения традиционно соотносят с историческими условиями, в которых оказалась Палестина на заре I века. Это была побережная часть Древнего Востока, отделившаяся от Израильского царства и пережившая владычество персов и греков.
Но этой относительно небольшой державе было не по силам справиться с самым мощным врагом того времени, и вскоре Палестина – как, впрочем, и вся Иудея, – обрела статус одной из многочисленных провинций Римской империи.
Краткая еврейская энциклопедия интерпретирует этот исторический момент как основной триггер, задавший стимул для развития сектантских движений в иудаизме. Канонический Танах с явными следами византийского влияния стал своеобразным прототипом известного нам сегодня Священного Писания.
Получается, что возникновение христианства инициировали именно иудеи, поскольку именно они стали первыми верующими. Они и еще некоторые некрупные этносы, обитавшие на «Земле Израиля» и использовавшие арамейский язык как основное средство общения.
Таким образом, ветхозаветный иудаизм, довольно широко распространенный и обещавший пришествие всееврейского Спасителя, в первой половине I века превратился в благодатную почву, взрастившую затем ветвистое древо учения Иисуса Христа.
Непосредственно греческое слово Χριστός, впоследствии давшее религии почти одноименное название, соотносится с двумя понятийными маркерами:
- посланник;
- мессия.
История жизни Иисуса из Назарета описана в Евангелии и нескольких книгах Нового Завета, а сама его фигура как неординарной личности породила концепцию богочеловека – создания, которое не разделяет божественную и человеческую природы, но соединяет их.
Во многом это определило будущее христианства, проповедующего стремление человека к достижению гармонии между материальным и духовным миром.
Христианство как религия
Понятно, что конкретный момент, когда возникло христианство, просто невозможно увязать с какой-то определенной датой, однако очень многие эксперты из числа историков, философов и теологов ориентируются в этом вопросе на 30-35 годы новой эры.
Возможно, такая конкретизация обусловлена тем, что по ходу роста известности Иисуса его вероучение буквально за несколько лет обрело множество последователей почти во всех римских провинциях. И хотя активные гонения со стороны как господствующей церкви, так и представителей иных религий не позволили закрепиться на официальном уровне, они укрепили веру сторонников и подарили культу целый сонм святых.
Лишь в 301 году Великая Армения наделила христианство государственным статусом. Впервые в истории! А еще через 12 лет Константин I своим специальным эдиктом позволил христианам в открытую проповедовать и собирать паству.
Но только с V века достаточно укрепившаяся религия смогла выйти за границы Римской империи и ее протекторатов, чтобы начать обращение германцев и славян. Через три столетия (где-то на рубеже XIII—XIV вв.) к христианской церкви присоединялись финны и балтийцы.
Древняя Русь и принятие христианства
Крещение Руси связывают с именем князя Владимира, однако христиане среди славян появились гораздо раньше. Так, первая русская епархия появилась в Тмутаракани еще в 867 году, поскольку местное население уже частично обратилось в христианство.
До Владимира, третьего киевского князя, самой знаковой фигурой в государственных делах была решительная, мудрая и весьма талантливая правительница княгиня Ольга.
В 955 году, спустя 10 лет после гибели своего супруга Игоря Рюриковича, Ольга отказалась от язычества, прихватила с собой своего духовника отца Григория и отправилась в Константинополь, где и приняла новую веру.
В X веке наиболее существенное количество христиан отмечалось среди варягов, а в Киеве, неподалеку от набережной, уже несколько лет «работала» одна из первых православных святынь на Руси – деревянная Ильинская церковь.
В летописях упоминается, что гонения и расправы язычников над варягами-христианами могли подтолкнуть Владимира к необходимости реформ.
Легенда гласит о религиозных посольствах, которые предлагали князю принять их веру. Таких посольств с предложениями насчитывалось около дюжины, но ключевыми из них были всего четыре:
- католицизм;
- иудаизм;
- ислам;
- православие.
Выбор любого из них не только означал изменение уклада, но и сулил определенные политические преференции в переговорах с единоверцами. По результатам длительных измышлений Владимир отдал предпочтение предложению Византии. Почему?
Предпосылки и причины принятия христианства на Руси
В результате безумных походов Святослава, упорно не желавшего прислушаться к увещеваниям своей матери княгини Ольги и принять христианство, погибло очень много людей, в том числе из элиты государственного управления. Эти бреши нужно было заполнять – хотя бы ради того, чтобы иметь возможность и дальше укреплять территориальную целостность Руси.
Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия, пусть и пребывавшая в менее выгодных экономических условиях, в сотни раз более крепка в политическом плане. Он считал, что во многом это определялось превалированием христианства, давно наделенного официальным статусом единой религии.
И это понятно, ведь в набожной стране, где все «подчиняются» единому богу, было невозможно представить, чтобы кто-то поднял бунт против власти императора или господствующей церкви.
Для правителя Руси резон здесь был максимально прагматичным: управлять объединенным одной верой народом гораздо проще, чем народом, разрозненным из-за множества языческих культов.
Более того, в свете международной политической обстановки того времени превалирование язычества уже само по себе могло привести к изоляции государства, поскольку одна половина мира давно была христианской, а вторая – мусульманской.
Помимо этого Владимир, ощутимо уставший от бесконечных военных походов, имел и другие причины для принятия христианства:
- личные – князь страстно желал заключения брака с красавицей Анной, родной сестрой Василия II, бывшего в то время императором Византии;
- социальные – христианство как мировоззренческая система существенно сложнее язычества, а это неизбежно приводит к усилению социальной разнородности как в обществе, так и в духовных запросах правящей элиты. Следовательно, монотеизм был целесообразнее, чем политеизм.
Итак, Владимир сделал непростой выбор и принял решение в пользу христианства, однако из-за специфики ритуала крещения, а также из-за простоты передвижения сторонников князя по рекам первые крупные христианские общины возникли только вдоль берегов Днепра и Волхова. При этом центральные территории все еще оставались языческими.
Например, в Новгороде язычники оказали ожесточенное сопротивление, подавленное силовым путем. Особые трудности были с последователями язычества, жившими на Оке и Волге, в Ростовской земле. В этих местах прежние верования оказались невероятно живучими и на редкость стойкими.
Христианство: символы, понятные всем
На протяжении нескольких веков традиции, основанные на поклонении первобытным силам и почти забытым богам, смешивались с христианским вероучением о гуманизме. Это не только породило смешение языческих праздников с православным календарем, но и обогатило веру необычными народными обрядами.
Несмотря на духовное многообразие, всем православным верующим понятно и христианское кредо (вероизложение), и весьма сакральные символы. Вот всего несколько основных:
- крест – первообраз Креста Господня, распятие Христово;
- оливковая ветвь – символизирует вечный мир;
- агнец – сам Иисус Христос;
- виноградная лоза – таинство (священнодействие) святого причастия;
- голубь – воспарящий Святой Дух;
- ихтис – как краткая форма христианского вероисповедания.
Вместо заключения
Если забыть про такие страницы истории, как Крестовые походы, инквизиция и другие формы религиозно-политического противостояния, легко заметить, что христианство оказалось весьма терпимым к проявлениям местного колорита.
Общины из разных уголков Земли кажутся абсолютно разными, и все же их объединяет вера.
Комментарии и отзывы (3)
Как-то мало сказано про то, сколько крови язычников было пролито, прежде чем эта религия установилась...
В этой религии много хорошего, действительно светлого и духовного, однако далеко не всегда то, что является основой учения верно трактуется людьми. Нельзя совершать плохие поступки, а затем жертвовать храму деньги и считать, что это соразмерное искупление. Схема, конечно, удобная, но далекая от духовности. Кроме того, многие догматы устарели и требуют пересмотра.
Яна: ну, об этом можно почитать в статье про черные страницы христианства, а именно про период разгула инквизиции. Мы ничего не скрываем...
Ваш комментарий или отзыв