Что такое буддизм простым языком — краткие основы этой религии и философии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Религия, как утверждают антропологи, зародилась вместе с появлением человечества как биологического вида с высоким уровнем развития.
Проделав нелегкий путь от Homo sapiens до Homo Habilis, человек обзавелся своими представлениями о мире, законах выживания и загробном облике жизни.
Ключевая роль в решении большинства вопросов принадлежала именно религии, которая диктовала людям правила их быта, сосуществования, а затем и законы, порядки, моральные ценности и социальные нормы.
Буддизм, наряду с христианством (около 2,5 млрд приверженцев) и исламом (около 1,9 млрд), признается не только мировой религией, но и одним из самых древних верований на земле, которое возникло примерно за шесть столетий до Рождества Христова.
Что это за конфессия? Какова история ее происхождения? Чем отличается философия буддизма от других религиозных учений?
Буддизм — это...
Этимология термина «буддизм» связана с европейскими теологами, впервые заинтересовавшимися этим учением где-то в начале XIX века. На самом деле в санскритском языке есть понятие «buddha dharma», что дословно переводится как «Учение Просветленного».
Что касается самого учения («дхарма»), то на языке пиньинь, принятого у тибетских монахов, это звучит как «че» и означает « то, что есть и каким является».
Но вряд ли это учение можно считать религией в ее непосредственном смысле – это скорее набор философских методик и аутотренинговых практик, которые помогают нам стать лучшими версиями себя и наделяют нас способностью видеть все вокруг именно таким, какое оно есть и чем оно прямо сейчас является.
Проще говоря, буддизм – это усилия, направленные на обретение личностной свободы и полномерное развитие человеческого разума, речи, тела и духа.
Кроме того, в основы буддизма не закладываются никакие идеи о боге и никакие догмы.
Просто вас учат тому, как должен жить человек, чтобы достичь просветления.
Согласно Википедии, временем основания буддизма принято считать середину первого тысячелетия до нашей эры.
Основатель буддизма
В это время в Индии у главы одного из царственных племен растет сын по имени Сиддхартха Гаутама.
С детства он не знал болезней, печалей и огорчений, был доволен обеспеченной и беззаботной жизнью в своих трех дворцах и не задумывался о страданиях, боли и смерти.
Однажды во время прогулки за стенами дворца молодой человек увидел похоронную процессию, состоявшую из плохо одетых и изможденных людей. Это буквально потрясло юношу и заставило его усомниться в собственном понимании мира.
В возрасте чуть более 29 лет он покидает свои роскошные покои и отправляется в странствие, чтобы найти ответы на ставшие важными для него вопросы.
Сиддхартха, неожиданно ощутивший бренность бытия и безысходность жизни, хотел пообщаться с мудрецами и узнать, как можно человеку преодолеть страх перед бесконечной чередой перевоплощений и избавиться от земных страданий.
Он путешествовал по миру около семи лет в поисках праведного пути, много медитировал, стал приверженцем аскетизма и бескомпромиссно испытывал себя.
Наконец, ему открылась истина: причина наших страданий – в нас самих. Вернее, в наших желаниях и привязанностях к материальным ценностям и к самой жизни. А наша вера в неизменность души является не более чем иллюзией, противоречащей основному закону созидания – всеобщей изменчивости.
Осознав всю глубину этого озарения, он понял, что нашел ответ на свой главный вопрос, и стал проповедовать свое учение.
Получив впоследствии имя Будды Шакьямуни, что означает «Пробужденный или Просветленный из рода Шакья», он посвятил последние 40-45 лет своей жизни тому, чтобы помогать людям находить свой путь самопознания и тем самым приблизиться к нирване.
Сейчас же его слова превратились в философию, которой следует 7% населения мира, а сам Сиддхартха Гаутама почитается не только как основатель буддизма, но и как исключительно праведный, мудрый и сострадательный человек.
Основные идеи и философия буддизма
В отличие от остальных религиозных учений, философия буддизма крайне толерантна , спокойна и миролюбива.
Буддистам не воспрещается веровать, например, в аллаха, и придерживаться догматов какой-нибудь другой религии.
И хотя буддизм характеризуется довольно приличным количеством ответвлений, основные идеи вероучения сохраняются везде и базируются на «четырех благородных истинах»:
- Жизнь каждого из нас – страдание.
Нужно признать, что все в мире непостоянно и все вещи преходящи. Мы страдаем, потому что испытываем страх, злость, ненависть, гнев. Рождение, взросление, болезни, смерть – все это тоже страдание и наказание за потворствование желаниям.
- Причина страданий человека – его желания.
Мы страдаем потому, что слишком привязаны и к жизни, и к тому, что она дает. И пока мы будем жаждать всего этого, мы будем испытывать зависть, алчность, похоть. А значит, будем страдать.
- Освобождение от страданий – это освобождение от желаний (нирвана).
Под нирваной подразумевают главную цель буддизма. Человеческая душа должна достичь этого особого состояния, чтобы перестать страдать. Достичь нирваны путем самосовершенствования и прекращения жажды, то есть подавляя желания и гася страсти.
- Избавление от желаний – это процесс обретения свободы и одухотворения.
По сути, это и есть просветление – состояние духа, когда человек свободен от желаний, потребностей, привязанностей, тревог, иллюзий, болезненных мыслей и негативных эмоций.
Но чтобы избавиться от всего этого, нужно пройти особым путем спасения – «восьмеричным путем» (подробнее об этом будем сказано ниже).
Помимо этих истин, в основу буддийской философии входят ключевые термины, которые не просто описывают весь жизненный путь любого человека, но и помогают осознать смысл его бытия и облегчают процесс самого существования.
Так, например, определение кармы дает нам понять, что все поступки человека имеют свои последствия. Если творишь добро, то будешь вознагражден, а если зло – наказан.
Есть и такое понятие, как дхармачакра (или Колесо закона, чаще называемое сансарой) – это самый узнаваемый символ буддизма, наряду с лотосом и зонтом.
Изображается дхармачакра действительно в виде колеса со светящейся ступицей в центре, которая символизирует сознание, источающее душевный свет. Восемь спиц, исходящие от ступицы, – это восемь «благородных принципов», олицетворяющих собой своеобразную квинтэссенцию , самую суть буддийской философии.
Для самих буддистов сансара символизирует бесконечность рождений и смертей, круговорот перевоплощений, через которые проходит каждая живая душа тысячи раз, пока не разорвет его и не достигнет нирваны.
Понимание смысла этих понятий и символов дает нам ответ на вопрос, как достичь просветления и прийти к состоянию нирваны. Впрочем, ответ этот дал сам Будда, который еще два с половиной тысячелетия назад стал первым, кому это удалось.
Что включает в себя знаменитый Восьмеричный путь, изображенный в Колесе сансары в виде восьми спиц:
- правильное понимание – осознание и осмысление того, что жизнь полна страданий, скорби, боли и негативных чувств;
- правильные намерения – нацеленность на избавление от желаний, стремление к самоограничению и подавлению страстей;
- правильная речь – все, что говорит человек, не должно приводить ко злу. Каждое слово должно быть правдивым, доброжелательным и созидающим;
- правильные деяния – сдерживаться, избегать плохих поступков, творить добро;
- правильный жизненный уклад – достойная жизнь, праведность, непричинение ущерба и вреда другим живым существам;
- правильные усилия – контролировать направленность своих мыслей, избегать всего злого и негативного, настраивать себя только на добро;
- правильные помыслы – освобождение от желаний тела, не забывать, что все злое – только от плоти;
- правильная концентрация – созерцание, сосредоточение на поисках истины, терпеливость в тренировках, чтобы быть готовым к трудностям восьмеричного пути.
Как говорил Будда, следование этим правилам приведет к освобождению от бренных чувств и духовному просветлению. Он же уверял, что всю жизнь человеку нужно бороться с тремя ядами – неведением, телесными желаниями, гневом.
О том, как это делать и как воспитать в себе решимость стать свободным, подробно описано в «Трипитаке» – это основная священная книга буддизма, представляющая собой «три корзины» текстов-предписаний и проповедей Будды.
Направления в буддизме
Буддизм – одно из самых «демократичных» духовных учений.
Его суть проста и понятна: здесь никто и ничто не ограничивает человека в его деяниях, не заключает мировоззрение в строгие рамки и не осуждает тех, кто пока не постиг истину и не нашел правильный путь.
Эта философия лишь предупреждает о том, что каждый поступок непременно повлечет за собой последствия, а какими они будут – зависит от кармы.
И все же, несмотря на общность и целостность идей классического буддизма, это вероучение не избежало отчетливого разделения на три «колесницы», которые могут характеризоваться как наличием разнообразных суеверий, так и присутствием каких-то местных добуддийских верований:
- Хинаяна (или Тхеравада) – превалирование южных канонов буддийской церкви, которые утверждают идеалом исключительно монашескую жизнь;
- Махаяна – наличие института бодисатв (канонизированных мудрецов, достигших просветления и способных помогать мирянам в преодолении трудностей на пути спасения).
Сюда же относится и дзен-буддизм как одна из распространенных в Китае школ Махаяны. Сердцем и колыбелью этого течения считается знаменитая обитель буддийских учителей – монастырь Шаолинь;
- Ваджраяна – «продукт» взаимопроникновения с Махаяной, ставший самым эзотерическим и сугубо тантрическим направлением в буддизме.
Нельзя не упомянуть и про ламаизм, ставший «венцом» этой философии, достигшей своего законченного и наиболее совершенного облика.
Это самое позднее направление в буддизме, возникшее в средневековом Тибете как результат смешения религии тибетцев с Махаяной и тантризмом.
Основные догматы ламаизма ничем не отличаются от идей классического буддизма, однако для этого течения характерно обилие различных бытовых обрядов, чрезмерно раздутый «штат» духовенства, бесконечное множество магических приемов и чересчур пышные богослужения, не слишком-то соотносящиеся с умеренным образом жизни буддийских монахов.
Вместо заключения
Как уже упоминалось, многие вообще не считают буддизм религией, поскольку здесь нет ни веры в бога, ни ересей, ни истории о сотворении мира, ни идеи греха или его искупления.
Это самое психологизированное учение, которое отличается от других верований еще и тем, что базируется на личностном аспекте и направлено на осмысление счастья.
По сути, это учение о причинах наших заблуждений и поисках путей, ведущих нас к новому видению и более правильному восприятию мира. Хотите попробовать стать спокойнее, добрее, мудрее, счастливее? Посмотрите видео и послушайте специалистов:
Комментарии и отзывы (7)
Между истинными же христианством и буддизмом разницы нет. Ведь Основоположники обоих этих сложившихся на Земле религиозных течений учили об одном и том же: Они советовали последователям совершенствовать себя — как души — через а) обретение этической чистоты, б) развитие себя в качестве наполненного любовью духовного сердца и в) устремлённость к Слиянию с нашим общим Творцом — Изначальным Сознанием.
Но это именно люди затем «развели» врозь христианство и буддизм, сформировав действительно отличающиеся друг от друга формы обрядности, добавив к ним мифологические фантазии…
Но ведь Основоположники вовсе не учили обрядности! Они учили духовному совершенствованию!
Поэтому разумные люди должны искать именно методологическую суть обоих этих направлений — в том виде, как учили Основоположники! И тогда мы видим, что различий-то — не существует! Но существует Единое и Вечное Учение Бога.
А обрядности — зачастую именно скрывают это Учение от людских масс, обрекая на бессмысленную трату столь дорогого для каждого человека времени, отпущенного ему Богом для совершенствования себя во время воплощённого состояния.
буддизм Ересь, а значит последователи этого заблуждения Царствия Божьего не наследуют. А Виталий бред написал.
Буддизм и религия, и философия. Религия, т.к. он строится на опыте экстасиса, или измененных состояния сознания (ИСС). Философия, т.к. вербализируются результаты ИСС понятийными средствами философской рефлексии. Жаль, что подобного не произошло с откровениями Христа, которые были артикулированы окружающими в клише ветхозаветных текстов с их чудесами, пророчествами и мифическими преданиями.
Впрочем, он позднее все равно был мифологизирован всякими джатаками, как и христианство — богословской рефлексией, которая стала вторичной, идеологической, мифологией. Увы!
Полностью согласна, что буддизм это и философия и религия очень тесно связаны. Считаю, что принять его как религию — достаточно сложно, нужно родиться и прожить жизнь в этой системе мировоззрения.
Буддизм — одна из немногих религий, которая действительно способствует тому, чтоб ее последователи стали лучше, развивались духовно и морально.
На мой взгляд, недопустимо вторжение в личное и социальное пространство, что проповедуется некоторыми верованиями. Многие религиозные течения отличаются двойственностью. Они учат, что высший разум — это безусловная любовь. Однако тут же призывают ненавидеть всех, кто не разделяет их взгляды.
«Проделав нелегкий путь от Homo sapiens до Homo Habilis,»
Как я мог это пропустить!?
Буддизм очень интересная религия,к которой обращаются не только по наследству от родителей, но и после разочарования в других религиях. Основная же суть всех религий должна быть одной — это — возлюби ближнего своего.
Ваш комментарий или отзыв