Что такое идеология — определение, зачем она нужна, эволюция и развитие науки об идеях
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Идеология — это удивительный феномен общественно-политической жизни. У этого понятия множество противоречащих друг другу определений.
Отношение к идеологии колеблется от крайне негативного и презрительного до восторженного и даже фанатичного.
Эта тема вызывает ожесточенную полемику в обществе. Особенно сильно разлет мнений чувствуется в России.
По нашей стране в XX веке идеологическая машина прошлась катком, физически и морально уничтожая всякое инакомыслие. В 1990-е годы мы на себе ощутили крах идеологии, который тогда воспринимался, как глоток свежего воздуха.
Ну а сейчас все чаще звучит мнение, что без идеологии страна похожа на лодку без руля и ветрил.
Внутреннее противоречие взглядов на идеологию можно проиллюстрировать двумя цитатами. Первая взята из дневника писателя, без которого немыслима русская культура, вторая — из главного закона страны, без которого немыслимо Российское государство:
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация».
Ф.М.Достоевский
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Конституция Российской Федерации, статья 13
Что же такое идеология? Нужна ли она государству? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашей статье.
Определение понятия Идеология — что это
В основе современного понимания идеологии лежит формулировка Манхейма о том, что это явление — результат мышления какой-то социальной группы. Объединяя разные точки зрения, можно дать базовое определение феномену идеологии.
Идеология — это система идей, взглядов и ценностей определенной группы людей, придающая смысл их существованию в социуме.
Идеология объясняет:
- как социальная группа воспринимает окружающую действительность и свое место в ней;
- в чем видит свои интересы и потребности;
- какие ставит цели;
- как обосновывает пути и средства достижения целей.
Идеология отличается от более общего понятия мировоззрения тем, что затрагивает только социальную сферу человеческого бытия.
Но как у каждого человека свое мировоззрение, так и общую, казалось бы, идеологию своего социального класса индивид может трактовать по-своему, отыскивая в ней собственные интересы.
Зачем государству идеология
Идеология всегда завязана на политику: она оценивает и оправдывает (или критикует) текущий политический курс, объясняет, как власть должна достигать поставленных целей.
«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не теоретическая доктрина ».
Ханна Арендт, американский историк немецкого происхождения, автор теории тоталитаризма
Политическое государство, нация, национальная идея, идеология — все эти понятия прочно связаны друг с другом.
По сути, национальная идея — это культурный код нации: самобытность, уникальность менталитета, система ценностей. Смерть национальной идеи или ее трансформация — признак вырождения нации или ее слияния с другим народом.
Государственная идеология призвана ставить перед обществом цели, направленные на интересы нации, определять способы достижения этих целей, мотивировать людей, задавать ориентиры.
Но существует и обратная сторона луны. Идеология, которая потеряла связь с действительностью, способна разрушить государство.
Именно такая катастрофа произошла в СССР, когда коммунистическая идеология превратилась в набор мертвых лозунгов, которым никто не верил — ни народ, ни власть.
В современной России вопрос идеологии стоит очень остро.
13 статья Конституции РФ запрещает устанавливать единую государственную идеологию, чтобы не было искушения навязывать идеи ограниченной группы людей в качестве универсального мировоззрения для всей страны. Это прямой путь к тоталитаризму.
Но и туманные формулировки, что национальная идея России заключается в патриотизме, кажутся явно недостаточными для развития сильного и процветающего государства.
Идеология для государства — это, по сути, высшая надстройка, компас, долговременная стратегия развития. Без нее все превращается в балаган — пошумели, поспорили и разошлись до следующего информационного повода.
В заключение приведу любопытный факт для размышлений. Прямой запрет на государственную идеологию прописан в Конституциях 5 стран мира: России, Болгарии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.
В общей сложности какие-то оговорки и ограничения, связанные с идеологией, существуют в Конституциях 13 стран мира, среди которых Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Португалия, Словакия, Чехия.
Подавляющее большинство Конституций мировых государств никак не ограничивают наличие идеологии.
«Извечная идеология в России всегда была — выжить. Самосохраниться. На протяжении веков, если посмотреть историю России, всегда стояла задача — самосохраниться. Отсюда — идея империи, отсюда — советская модернизация. То же самое и сейчас. Самосохраниться — вот наша идеология».
Карен Шахназаров, российский кинорежиссер
Эволюция термина — идеология как наука об идеях
Появлением термина мы обязаны французскому философу Антуану Дестюту де Траси, который впервые употребил его в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. Слово составлено из греческих корней ῞ιδέα — идея, представление и λόγος — слово, учение.
В трактовке де Траси идеология должна была стать глобальной наукой об идеях: их образовании, взаимодействии, влиянии на жизнь общества и отдельных социальных групп.
В задачи идеологии входило изобретение идей, которые стали бы основой всех наук о природе и человеческом обществе.
*Антуан Дестют де Траси (1754–1836)
Моду на новую науку ввел Наполеон Бонапарт, который в начале своей карьеры активно поддерживал де Траси и его единомышленников. Собственно, он же и скинул идеологию с пьедестала, когда стал императором и объявил идеологов лицемерами без чувства реальности.
«Все ошибки и несчастья нашей прекрасной Франции следует приписать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения».
Наполеон Бонапарт
Идеология — это «ложное сознание»
В середине XIX века за идеологию взялись материалисты Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
С точки зрения идеологии, мир материальный есть порождение мира идей, идеи определяют действительность. Эта идеалистическая философия, с точки зрения материалистов, была извращенным пониманием реальности, поэтому Маркс и Энгельс назвали идеологию «ложным сознанием».
Идеологии они противопоставили науку, которая всегда опирается на объективные факты.
Маркс и Энгельс считали, что идеологию продвигает в массы правящий класс, которому нужно навешать лапши на уши простым смертным, дабы те не поняли, что их эксплуатируют.
В бесклассовом обществе идеология не нужна, предполагали друзья-философы, ведь люди будут ориентироваться только на научное познание. Граница между идеологией и наукой — это водораздел между ложью и правдой.
Свои труды, кстати, оба немца считали наукой. Могли ли они предполагать, что марксизм станет мощнейшей идеологией, расколовшей мир на два лагеря?!
Идеология как продукт мышления
Ближе всего к современной трактовке идеологии подошел немецкий социолог Карл Манхейм, утверждавший, что восприятие действительности зависит от принадлежности человека к определенной социальной группе и от места этой группы в иерархии общества.
Одна и та же реальность воспринимается людьми по-разному, если они находятся по разные стороны баррикад.
*Город контрастов Сан-Паулу, Бразилия
Манхейм разводит два понятия:
Идеология — это идеи, представления о бытии, цели, которые зависят от места человека в социуме и соответствуют его интересам и жизненным потребностям.
Утопия — та же идеология, только со знаком минус, возникает, когда социальная группа не удовлетворена своим положением, осознает это и хочет изменить существующий порядок.
*Карл Манхейм (1893–1947)
Автор статьи: Елена Румянцева
Комментарии и отзывы (4)
Идеология должна быть только одна у государства — улучшение условий жизни граждан и содействие в реализации гражданских прав. А вот всякие победы коммунизма, светлое будущее, которое имеет право организовать одна единственная партия, вот всё это лишнее, такую идеологию мы уже проходили и ничего хорошего из этого не вышло.
Для улучшения жизни граждан обязательно должна быть политическая конкуренция, а с государственной политической идеологией это будет невозможно.
Идеология — это то, чего необходимо остерегаться, как открытого огня в том случае, когда государство стремиться идти по цивилизованному пути. Особенно это касается таких государств, которые исторически склонны к тоталитаризму.
Владимир: Вы прям как иностранный агент излагаете. По сути вроде все верно, но огромный камень в наш огород кидаете. Просто тупо топить за все хорошее и против всего плохого уже не достаточно. Это и дураку понятно.
А вот сказать прямо, что борьба Запада за гражданские права россиян (которых там знать не знают) и стремление навязать свою демократию (с их партиями у власти, а иначе им это зачем?) — это только чтобы развалить и ограбить — смелости не хватит.
Такие вот они наши либералы (западники, прозападники, и просто де...) — лживые, завистливые и желчные. Но это и хорошо. Они уже давно стали больше смешны, чем страшны.
Понравилось у комментатора выше : «Идеология должна быть только одна у государства — улучшение условий жизни граждан и содействие в реализации гражданских прав.» Здесь главное чётко определить эту граждан, а то на улучшение условий жизни всех то не хватит. Крепостных столько нет, да и гасторбайтеры всё время в граждане рвутся. Так все и норовят на некое абстрактное государство залезть и ноги свесить.
Ваш комментарий или отзыв