Что такое стратегия — определение, зачем она нужна, отличие от тактики, сфера употребления понятия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Очень часто слова из одной сферы деятельности человека переходят в другую. Так произошло и с этим понятием.
Давайте определим, что такое стратегия, какие виды бывают и в каких сферах применяется данный термин.
Определение понятия стратегия – что это
Изначальный смысл этого понятия становится понятным при переводе слова с древне-греческого языка. А обозначает оно буквально следующее: «искусство полководца».
Чем занимается полководец? Правильно, составляет планы боевых сражений, разрабатывает схемы оборонительных укреплений, в общем – руководит деятельностью своего «полка» (т.е. деятельностью вверенных ему солдат).
Следовательно:
стратегия в общем толковании – это схематичный (без уточнения деталей) план, в соответствии с которым должна быть достигнута какая-либо цель. Цель, ради которой создается стратегия, должна быть значимая.
Абсурдно разрабатывать стратегию «Как сходить в магазин», но целесообразно – «Как достичь успеха в бизнесе».
Задача стратегии — эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.
Чем стратегия отличается от тактики
С этим понятием неразрывно связано понятие «тактика».
Стратегия – это общий план, а тактика – это инструмент его реализации , т. е. детализация общего плана.
Если рассматривать два эти понятия в аспекте военных действий, то стратегия – это выиграть войну, а тактика – это мероприятия, реализация которых – это ступени для достижения победы.
Вот как выглядит взаимосвязь этих двух понятий:
Создание стратегии необходимо не только для обозначения конечной цели, но и для возможности увидеть потенциальные препятствия.
Военная стратегия
Она состоит из нескольких составляющих:
- постановка цели;
- формирование общего плана;
- разработка мер противостояния противнику с учетом текущего положения дел;
- корректировка мер противостояния при изменении обстоятельств;
- планирование использования имеющихся ресурсов государства (трудовых, производственных, природных, сырьевых, финансовых и т.д.) для ведения военных действий.
Чтобы создаваемая военная стратегия имела шансы на успешную реализацию, необходимо последовательное выполнение нескольких этапов:
- ведение стратегической разведки, т.е. сбор, передача, систематизация и анализ информации;
- стратегическая география, т.е. «привязывание» разрабатываемой стратегии к конкретной географической ситуации (составление детальных географических карт). Сведения эти позволяют выявить наиболее опасные объекты противника и защитить собственные военные объекты;
- мониторинг, т.е. отслеживание ситуации в собственном государстве, в соседних странах и в мире в целом;
- стратегическое планирование и прогнозирование, т.е. определение возможного исхода военных мероприятий в зависимости от воздействия различных факторов;
- обеспечение связи, т.е. приведение в готовность технических средств связи, их постоянное совершенствование и модернизация, обучение высококвалифицированных кадров.
Военные стратегии могут быть следующими:
- стратегия сокрушения – полная победа над противником в ходе военных действий;
- непрямых действий – сокрушение противника методом постепенного изматывания (блокады, разрушение технических коммуникаций, срыв снабжения, психологическое воздействие);
- стратегия устрашения – победа над противником путем его деморализации («бряцание оружием»);
- избранных локаций – военные действия либо на суше (континентальная стратегия), либо на море (океанская);
- коалиционная – ведение военных действий совместными усилиями вооруженных сил нескольких государств.
Реализация ее возлагается на стратегические силы государства. В реалиях сегодняшнего дня стратегические силы – это:
- стратегическая авиация с ядерным оружием;
- межконтинентальные ядерные ракеты;
- подводные лодки с ядерным оружием.
Стратегия в бизнесе и маркетинге
Успешность бизнеса, в первую очередь, зависит от грамотно выстроенной стратегии.
Что подразумевается под успешностью бизнеса:
- возможность закрепиться на рынке («занять нишу»);
- возможность обойти конкурентов (стать лидером среди остальных участников рынка).
Стратегия для любой коммерческой компании – это план действий, определяющий основные задачи бизнеса + необходимые ресурсы (имеющиеся в наличии и заемные) + последовательный алгоритм достижения поставленных перед бизнесом целей.
Бизнес-стратегия – это результат проработки следующих ключевых моментов:
- цель бизнеса (ключевая установка);
- структура бизнеса;
- штат сотрудников;
- продукт бизнеса (ассортимент, конкурентоспособные преимущества);
- потребители продукта (целевая аудитория, способы ее расширения);
- тактика развития (подробный план действий на краткосрочную перспективу).
Принято различать несколько типов бизнес-стратегий в зависимости от целей или принципов работы:
- стратегия концентрированного роста = закрепление продукта на рынке и усиление его конкурентоспособности. Такая линия оптимальна для развития малого бизнеса;
- интегрированного роста = рост доходности компании путем присоединения дополнительных активов (создание или присоединение новых компаний, дочерних предприятий);
- диверсифицированного роста = одновременное развитие нескольких, не связанных между собой, направлений предпринимательской деятельности. Подходит для среднего и крупного бизнеса;
- стратегия «портфельная» = развитие нескольких направлений, взаимно дополняющих друг друга (это позволяет продавать товары или услуги по более высокой совокупной стоимости);
- «сокращения» = перегруппировка уже действующего бизнеса (сокращение активов путем закрытия, продажи или объединения).
Иногда перечисленные стратегии осуществляются «сольно», иногда – в комбинации. Выбор для конкретного бизнеса зависит от нескольких факторов:
- масштаба хозяйственной деятельности;
- объема имеющихся ресурсов (своих и (или) заемных);
- влияния внешних обстоятельств.
Например, вы хотите открыть маленькую пекарню с торговлей на вынос. Выбор линии развития бизнеса в этом случае однозначен – стратегия концентрированного роста. Вряд ли будет уместно в такой ситуации диверсифицировать бизнес, попутно начав торговлю автозапчастями или хомячками.
План личностного роста
Саморазвитие – неотъемлемая часть бытия «человека разумного». Даже не осознавая того, мы постоянно получаем новые знания и навыки.
Если же подходить к саморазвитию осознанно, чувствуя в себе жажду к самосовершенствованию, то в этом случае необходимо разработать стратегию личностного роста, т.е. направление, в котором вы будете двигаться, + цели, которые вы хотите достичь.
Стратегия личностного роста предполагает прохождение нескольких этапов:
- познать себя, своих потребностей, стремлений, сильных и слабых сторон;
- стать ответственным за собственные поступки и собственную жизнь (обвинять мир в своих бедах – удел неудачников);
- поставить цели, которые вы стремитесь достичь;
- расширить «зону комфорта», перестать избегать нового и неизведанного.
Сегодня существует множество тренингов личностного роста. Но кому-то удобней делать это в группе, а кому-то – в одиночку. Несомненно одно – личностный рост – это путь к яркой и насыщенной жизни.
Читайте наш блог, будьте «на одной волне» с миром!
Комментарии и отзывы (3)
Со стратегическим планированием у нас в стране большие проблемы. Одно дело просчитать несколько тактических шагов, но на годы вперед никто не заглядывает.
Дмитрий: очень жаль тезка, что в Вашей стране на букву У. все так печально. Но по другому и быть не могло (с таким-то подходом).
В России же как раз реализация стратегических планов вызывает некоторые прорехи в тактических моментах (во многих сферах не хватает порядка).
Гигантские стройки, немыслимые вложения в инфраструктуру, демографию и образование — это все стратегия в ее наилучшем проявлении.
В истории этот период останется наравне с первыми пятилетками СССР или временами Петра Первого.
Стратегия для ответственных лидеров. А те, кто не думают о завтрашнем дне, руководствуются личной краткосрочной выгодой.
Ваш комментарий или отзыв