Что такое драма

29 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. У термина «драма» существует несколько значений.

Это понятие используется в различных сферах искусства, предметом которых является демонстрация человеческого поведения в конфликтных, с той или иной точки зрения, исключительных обстоятельствах.

Драма

Мы поговорим о драме в художественной литературе, сценическом искусстве, музыке, кинематографе.

В бытовой обиход слово «драма» вошло как синоним драматизма – крайней напряжённости (иногда – театральности) в отношениях.

Драма — это жанр литературы и искусства

Слово «драма» (от греч. «действие») употребляется в широком и узком смысле.

В научном обиходе принято считать, что драма – это род литературы, наряду с эпосом (что это?) и лирикой образующий корневую триаду её «генеалогического древа».

Отличительная особенность драмы в литературе – это способность повествовать о действиях, разворачивающихся в настоящем. Так же, как эпос, данный род литературы описывает внешнюю жизнь героев, может захватывать общий философский, политический и социальный контекст.

При этом эпос монологичен или полифоничен, а драма всегда подразумевает диалог. С лирикой данный род словесности роднит высокий пафос самовыражения, острота и сжатость сюжета, способность передавать жизнь «здесь и сейчас».

Второе, более узкое значение термина таково: драма – это жанр драматического искусства. Оно воспринимается в одном ряду с комедией, трагедией, фарсом, водевилем и другими формами театральных пьес.

В отличие от трагедии, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.

Драма это

Особенности драмы

Так как драматические произведения создаются для постановки на сцене, они объединяют в себе черты театрального и словесного искусства.

К основным характеристикам драмы относят:

  1. наличие конфликта;
  2. диалогичность;
  3. привязку к конкретному времени и пространству;
  4. обращение к проблемам частной человеческой жизни и социальным вопросам в целом;
  5. анализ эмоционально-психологических реакций человека в тех или иных обстоятельствах жизни;
  6. отображение этих реакций в форме слов и действий.

Модифицируясь с течением времени, драматическое искусство приобретало черты, характерные для других сфер искусства в ту или иную эпоху.

Чтобы понять это на конкретном примере, обратимся к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Ромео и Джульетта

  1. Конфликт в ней выражен на уровне противостояния двух семейств: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям отдельных персонажей. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительную остроту.

    Они могут быть показаны внешне (поединки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или намёком (до Джульетты Ромео нравилась Розалина, но на сцене она не появляется, так как чувство к ней было ложным, сиюминутым).
  2. Структуру текста образуют диалоги. Главный из них — диалог двух влюблённых, проходящий сквозь сюжет пьесы – нанизывает на себя все остальные диалоги между персонажами.
  3. Время и пространство, в котором действуют герои, – средневековая Верона. Там свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение героев очень зависит от окружающих обстоятельств.
  4. Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но при этом касается общечеловеческих проблем: хрупкости бытия, гибельности предрассудков, нелепой силе вражды.
  5. Пьеса анализирует все оттенки любовных переживаний: от лёгкой влюблённой до страстной решимости погибнуть вместе с любимым, без которого внешнее существование теряет смысл.
  6. Реакции персонажей на происходящее выражены поэтическими монологами, метафорическими обращениями, а также действиями.

Разновидности драмы

Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:

  1. мещанская;
  2. мелодрама;
  3. психологическая;
  4. натуралистическая;
  5. символистская;
  6. сюрреалистическая;
  7. абсурдистская;
  8. экзистенциальная.

В сфере кино традиционно говорят о подростковой, криминальной, исторической, приключенческой и психологической драме. В качестве примера предлагаем познакомиться с приключенческой драмой Александра Карпиловского «Частное пионерское». (Кстати, во второй части трилогии герои ставят спектакль по пьесе «Ромео и Джульетта»).

Из истории драмы

Уходя корнями в религиозную и словесно-музыкальную культуру античности, драма, по сути, является не только родом литературы, но и способом отражения знаний о мире, специфическим умением видеть мирозданье в его крайностях, задавать вопросы, полемизировать, искать истину.

Театры Древней Греции одновременно были для зрителей и развлечением, и школой нравственности, и храмом служения музам, и политической ареной. Все эти функции сохранил и современный театр.

Театры древней греции

Разница состоит в том, что культура нового времени перестала быть логоцентричной (от греч. «логос» — слово»): звучащее слово и литературный образ больше не поражают людей настолько, чтобы после спектакля они бы приняли новую веру или записались добровольцами на фронт.

Тем не менее актуальность драмы состоит в её изменчивости, гибкости, «встроенности» в нужды и прихоти любого времени.

О драматическом искусстве в терминологическом смысле заговорили лишь в середине XVII столетия, когда параллельно с произведениями духовной культуры (в которой театрализация осуждалась как явление нечистое и греховное) стали появляться светские литературные жанры. В эпоху Просвещения было создано множество философских и нравоучительных пьес, призванных «не развлекать, а наставлять».

В XVIII веке с расцветом сентиментальной, а позже – романтической литературы получила распространение мещанская драма. Её образцом можно считать, например, «Братьев-разбойников» Ф.Шиллера, а также пьесы Д.Дидро, Г.Лессинга, П. -О.Бомарше.

Мещанская драма

Реалистическое искусство XIX века подчинило драму проблемам общества. В пьесах Г. Ибсена появились люди из народа, жаждущие свободной, озарённой высоким смыслом жизни. В России этим же темам посвящены пьесы Н.А.Островского и А.П.Чехова.

ХХ столетие обогатило драматический канон (что это?) веяниями модернизма. Раскрепощённый театр новейшего времени вобрал в себя черты символизма, сюрреализма, экспрессионизма, абсурда (М.Метерлинк, С.Беккет, Э.Ионеско).

Структура драматического произведения

Каждая пьеса разбита на действия или акты. Они, в свою очередь, поделены на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются репликами, а заключённые в скобки или выделенные курсивом слова автора, которыми сопровождаются реплики, — ремарками.

Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают ремарки, но это несправедливо. В них спрятана озорная искорка авторского замысла: драматург подсказывает, с каким настроением нужно играть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы по ней одной героя узнавали, спустя многие годы.

Для того чтобы мир драмы стал вам понятнее и ближе, попробуйте вслушаться в её горячий и вдохновенный язык. Найдите «своего» героя: Чацкого, Гамлета, Нину Заречную. Попытайтесь прожить на сцене их жизни – обязательно узнаете что-то новое о себе.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье