Истоки двух родственных терминов нужно искать в литературе Древней Греции. Уже в самих значениях этих слов четко прослеживается явный конфликт каких-либо сторон:
Согласно пояснительной статье в Википедии, в зависимости от конкретного формата употребления корень, связанный с борьбой, может дополняться одним из следующих понятийных маркеров:
Таким образом сформировались слова «герой» и «соперник», впервые введенные в театральное действие в VI веке до н.э. после выступления в Афинах знаменитого хора Фесписа (Феспида). Именно он первым «модернизовал» доэсхиловскую греческую трагедию, добавив к песнопениям еще одного исполнителя – протагониста (так называемого гипокрита).
Это был универсальный актер-солист, который изображал самых разных персонажей, быстро меняя маски и ведя оживленный диалог с хором, а когда было необходимо – комментировал или заполнял паузы.
Введение в действие второго актера (благодаря Эсхилу) и третьего (благодаря Софоклу) значительно оживило постановку, тем самым заложив основу современных представлений о драматургии.
Но вместе с появлением актеров вторых и третьих ролей сместился акцент и в толковании первого.
Однако за этими вполне понятными трактовками скрывается намного больше смыслов, чем может показаться. И здесь весь спектр различий базируется на особенностях действующих лиц.
Кто это в современном понимании
Ясно, что собственный пул фанатов может быть как у застывших натюрмортов, так и у почти нереальных пейзажей. И все-таки эпические произведения, где благородный герой повергает в прах злодеев, вызывают гораздо больше эмоций.
Эта концепция справедлива практически для любой формы искусства: читатели, зрители и слушатели с восторгом следят за похождениями любимого персонажа, надеясь, что тот ловко выкрутится из очередной передряги. Преодолеет все и обретет – в каком-либо виде – покой/награду/удовлетворение, в итоге добившись своих целей.
Хотя формально протагонист определяет сюжет, его образ будет тем более органичным, чем чаще он реагирует на заданные автором обстоятельства. Смерть родителей, давняя вражда, необходимость противостоять стихии, – масса возможностей для реализации героических амбиций!
Постепенная эволюция, преодоление препятствий, множество самых разных испытаний – вот что делает любое произведение более востребованным у аудитории.
И если в прошлом история выстраивалась вокруг положительного человека, сегодня главным действующим лицом может стать хоть животное, хоть целый город или обезличенная стихия.
Лишь бы это «действующее лицо» обладало классическими признаками протагониста:
- являлось главной силой, которая двигает сюжет вперед;
- было наиболее активным персонажем, постоянно действующим ради достижения своих целей;
- соответствующе реагировало на множество внешних обстоятельств, а не только преследовало свои цели;
- обладало способностью изменяться по ходу развития сюжета.
Теперь мы понимаем, что протагонист – самый важный элемент любого драматического произведения, будь то бульварный роман, детский мультик, кинофильм или компьютерная игра.
Протагонист и антагонист – в чем разница?
С антагонистами уже не все так просто. Легко представить босса в компьютерной игре, которого нужно победить для получения награды. Но в классической драматургии у любого антигероя мотивы должны быть безупречно прописанными и хорошо читаемыми.
Создавая препятствия и конфликты, антагонист позволяет главному герою (протагонисту) продвигаться по сюжету и развиваться на пути к своим целям. А читатели со зрителями все больше погружаются в выдуманный мир, проникаются сюжетными перипетиями.
Типажи «антигероев» могут сильно различаться:
- злой визирь;
- старая ведьма;
- завистливая королева;
- коварная любовница;
- секретная организация;
- сумасшедший ученый-гений;
- глобальная катастрофа и т.п.
Традиционно авторы отдают предпочтение острому конфликту двух ярких личностей. Хотя в тех же детских сказках можно заметить противостояние обезличенному проклятию. «Аленький цветочек» – яркий пример борьбы с магией, причем сестры служат временным, промежуточным антагонистом, что дополняет историю, но не формирует ее целиком.
Столкновение с организациями – наиболее частый и весьма актуальный для современников социальный конфликт, что не мешает выделить некую яркую фигуру в армии врагов, чтобы борьба протагониста казалась более традиционной.
С другой стороны, побег от стихии (как в фильме «Послезавтра»), умение выживать в диких условиях также смотрится привлекательно в глазах обывателей и напоминает о хрупкости человеческого существования. Конкретная задача антагониста меняется не только в зависимости от его типа, но даже и от жанра.
Ну и нельзя забывать про море творческих уловок, неизменно присутствующих в арсенале каждого сценариста, автора, создателя компьютерных игр. Норма – это когда большинство сюжетов строится на сопереживании, чтобы читатель и зритель ассоциировали себя с героем, обеспечивая сильный эмоциональный отклик.
Поэтому многие авторы пользуются довольно нестандартным приемом под названием «ложный протагонист», когда история развивается по знакомым канонам, но в какой-то момент персонаж умирает, исчезает или вовсе оказывается злодеем! Такой ход всегда вызывает эмоциональные всплески и делает повествование особенно интригующим.
Примечателен и еще один момент. Под антагонистом давно перестали понимать исключительное зло. Сегодня все более востребованными становятся истории о бандитах или монстрах, где с главным героем сражаются откровенно добрые силы.
В кино может развернуться жизнь маньяка и убийцы, но в таком случае соперником окажутся простые граждане и силы правопорядка. Или сказки о добром Кощее, которого постоянно третируют царевичи с богатырями, мечтающие заполучить невесту.
В длинных произведениях нередко герой и его антагонист меняются местами, пусть даже временно. Дарт Вейдер из «Звездных войн» запал в душу многим благодаря своему преображению. Но каково было удивление аудитории, узнавшей из приквела самое начало истории! Именно такие перемены персонажей особенно ценны.
Вместо заключения
Сегодня для протагонистов и антагонистов нет жестких ограничений, как нет и каких-то четких критериев. Единственная приметная черта – невозможность существования одного без другого: протагонист формирует сюжет, а антагонист задает обстоятельства, обеспечивая развитие сюжета.
И нам, зрителям, игрокам, читателям, как раз это и нужно – видеть противостояние, чтобы мы смогли понять его. Так мы погружаемся в повествование и понимаем суть истории на конкретных примерах. А это и есть катарсис, затрагивающий наши души.
Ваш комментарий или отзыв