Что такое лирика — определение, история, виды, жанры и особенности лирических произведений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы.
Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение понятия лирика — что это
Лирика, или лирическая поэзия, — род литературы, в котором внимание автора направлено на изображение внутреннего мира героя, его переживаний. Название происходит от греческого слова λυρικός [li.ɾiˈkos], что означает «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный».
Лирика часто не бывает сюжетной, в ней важным является не физическое действие, а движение души. Переживания становятся главным событием в лирической поэзии.
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу, воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Отличительные особенности лирической поэзии
В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.
Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.
Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.
Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.
Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.
Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.
Из истории лирики
- Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.
В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.
- В средневековье колоссальную роль в развитии жанров сыграла лирика трубадуров и миннезингеров (французских, итальянских и немецких поэтов, перенесших в свои художественные произведения рыцарский культ Прекрасной Дамы).
В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.
Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.
- В эпоху Возрождения особую популярность получил жанр сонета, превращённый Петраркой в образец любовного лирического стихотворения. «Сонеты к Лауре» — классика мирового лирического наследия. Под пером Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», родился образ Беатриче, любовь к которой рассматривалась поэтом в философском и религиозном ключе.
Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.
- В эпоху Просвещения лирика, как и другие роды литературы, поступила на службу обществу и государству. В отдельный вид выделилась гражданская лирика, представленная одой, мадригалом, стихотворением, написанным по случаю. В России яркие примеры подобных произведений дали М. Ломоносов, В. Капнист, А. Сумароков, Г. Державин.
- С расцветом романтизма в XIX столетии популярным стал такой лирический жанры, как баллада. Обобщая эпические и лирические черты (сюжетность, эмоциональность, обращение к истории при наличии индивидуального восприятия событий героем), баллада расширила границы поэтического языка.
В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
- В конце ХIX столетия настало время социальных, философских и психологических романов. Сложилась тенденция снисходительного отношения к любовной и пейзажной лирике. На первый план снова выступила гражданская поэзия, лучшие образцы которой даёт нам знакомство с социальной, философской и любовной лирикой Н. А. Некрасова.
- У истоков ХХ века лирика пошла дорогами модернизма, породив культуру «серебряного века». Затем политические катаклизмы потребовали более простых и насущных форм выражения мысли.
- Великая Отечественная война вызвала к жизни такое явление, как фронтовая поэзия.
- Поколение послевоенных поэтов разделилось на два «лагеря»: одни (Н. Рубцов, А. Передреев, В. Соколов, Ю. Кузнецов), стали творить «тихую» лирику, другие (Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Р. Рождественский) вышли на площади и стадионы, чтобы заявить о себе и своём времени во весь голос.
- В настоящий момент лирическая поэзия становится всё более камерной и синтетичной. Она легко взаимодействует с другими видами искусства и современными технологиями.
Виды и жанры лирики
Традиционно принято выделять следующие виды лирики:
- философская;
- религиозная;
- гражданская;
- любовная;
- о природе.
Существует деление на крупные и малые формы.
К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).
Малыми жанрами лирики считаются:
- стихотворение;
- сонет;
- ода;
- баллада;
- эпиграмма;
- эпитафия;
- посвящение.
В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).
Примеры лирических произведений
В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.
Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».
Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.
Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.
Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.
Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.
Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.
Комментарии и отзывы (2)
Можно сказать, что лирика — это эмоции и переживания. Это состояние, когда тебя пробирает до мурашек. Сейчас кстати такой музыки, стихов — мало. Сейчас в моде «современные» направления, где ни музыки нормальной, ни текста нет.
Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.
Ваш комментарий или отзыв