Что такое символизм — определение и происхождение термина, символизм в русской литературе и искусстве

Обновлено 21 июня 2024 Просмотров: 70 655 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Смысл художественных произведений, – будь это литература, музыка или живопись, – не всегда возможно уловить с первого раза. Наслоение образов, игра с метафорами и попытки авторов выразить эфемерные объекты через зримые образы нередко ставит аудиторию в тупик.

Ангел

Своеобразным триггером к популяризации подобной концепции стал символизм. Что это за понятие, в чем суть оригинального французского ответвления искусства и почему его «прародителя» обвиняли в распространении непристойностей, разберемся по порядку.

Определение — что такое символизм

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.

Символизм возник во Франции в 1870–1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего во Франции, а также в Германии, Бельгии и России.

Символисты радикально изменили не только содержание и формы в различных видах искусства, но и само отношение к смыслу художественного творчества.

Речь идет о крупном направлении в искусстве, сформировавшемся на рубеже XIX и XX веков во Франции.

По сути, символизм – это особое течение, базирующееся на новаторстве и экспериментаторстве с использованием символики в виде намеков, недосказанностей, таинственных и/или мистических образов.

Термин является прямым переводом и калькированием французского понятия «symbolisme», непосредственно связанного со значением слова «символ». При этом корнями термин восходит к греческой основе σύμβολον, смысл которой объединяет два значения:

  1. примета;
  2. знак.

Примечательно, что самые первые символы служили знаком заключения договора и выполнялись в качестве керамических объектов со сложным рисунком. При успешном завершении переговоров такие объекты разделялись и передавались представителям сторон.

Воссоздать отдельный элемент было практически невозможно, поэтому символы при соединении в единое целое позволяли доказать не только участие человека в договоренностях, но и сам факт их проведения.

В искусстве символизм – это попытка осмыслить духовное через материальное.

Определение

Несмотря на обилие авторов, работавших в этом направлении, название ему дал «французский грек» Жан Мореас, довольно известный в поэтических кругах конца XIX века.

Тем не менее, автором самых ключевых принципов эстетики символизма является критик, поэт и эссеист Шарль Бодлер, которого считают основоположником одновременно декаданса и символизма.

Социальные изменения на фоне промышленной революции периода с 1850-х и до конца XIX века не могли не отразиться на творческой прослойке общества того времени, особенно на поэтах и художниках.

Искусство давно переместилось из дворцов аристократии на уровень обывателя: вместо пышных балов и воспевания высоких чувств многие авторы фокусировались на быте крестьян, мещанских склоках и пороках, свойственных стремительно развивающимся городам.

На этом фоне широко распространенный тогда жанр реализма был перенасыщен удручающими и упадочными образами повседневности. В том числе и сюжетами, замешанными на свойственных Викторианской эпохе социальных вопросах, прямо противоречащих идеалам стремительно обновляющегося общества. В этот период и началась «эпидемия декадентских настроений».

Cимволизм в литературе

В данном контексте подразумевается течение, которое по сути является ответвлением декаданса. Появление такого названия обусловлено определенным умыслом – в частности, тем, что поэзия такого рода должна была отразить закономерный конец приходящей в упадок «империи».

Оригинальный термин отсылал к временам Римской империи, однако французские мыслители подразумевали современное им общество XIX века с уходящей в прошлое аристократической системой.

Книга

Но если декадентам было свойственно фокусирование на индивидуальности, отречении от прежней морали, примате красоты над этичностью, то символисты совершили полный переход в духовный мир: не отрицая, но игнорируя реальность, они воплощали духовность и нравственность через легко узнаваемые образы. И сборник «Цветы зла» Шарля Бодлера обозначил такой переход.

Стихотворения, обильно пропитанные меланхолией, вызвали социальный взрыв. Писательское сообщество отметило необычную подачу, попытку переживания и мысли из области ощущений облачить в наглядную, понятную хотя бы на интуитивном уровне форму.

В то же время круги консервативные отмечали слишком вульгарные, натуралистичные описания пороков, «развращающие» обывательское восприятие читателя. Через какое-то время сборник даже получил судебный запрет, а при пересечении границ изымался таможенными службами.

Именно в момент травли Бодлер написал манифест, в рамках которого слово «символизм» было использовано впервые в том значении, в котором сегодня подразумевают художественное направление.

Поэт искренне пытался объяснить, что «Цветы зла» – не «порнографическая поэзия» и что он просто применил символические приемы, чтобы посредством спорных образов описать совокупность явлений, свойственных середине XIX века.

Таким образом, символизм в литературе – это своеобразное отражение умозрительной действительности, когда автор придает реальности некое символическое значение, совершенно отличное от ее буквального смысла.

По сути, это очередная попытка поспорить с видением мира импрессионистов и реалистов. Сближаясь с романтизмом, символизм дает волю латентным чувствам, подчеркивает важность каждой детали, что в итоге помогает людям раскрепоститься через самовыражение.

Портреты

Напомнить о существовании духовного мира пытались и некоторые из русских поэтов, успевших отточить перо на модернистских стезях поэзии. Самым ярким автором из числа «старших символистов» можно назвать В. Я. Брюсова, а среди «младосимволистов» особо выделяются несколько фигур – С.М. Соловьев, А. Белый, В.В. Гиппиус, А. Блок, Д.С. Мережковский.

Это авторы, которые внесли наибольший вклад в то, чтобы превратить в самодостаточное направление то, что представлял собой символизм. Представители этого течения в русской литературе были первыми, кому удалось придать эстетике символизма окончательную оформленность и совершенный вид.

Не касаясь запретных тем напрямую, символисты с помощью откровенных образов чаще всего обсуждали такие значимые явления, как:

  1. религия и эзотерика;
  2. психологическое разложение;
  3. исследование сексуальности;
  4. суть зла;
  5. смерть.

Несмотря на кажущуюся мрачность и тяжеловесность выбранных тем, символическое искусство наполнено оптимистическими настроениями, поскольку авторы нередко сводили творческое исследование к тезисам о вынужденности и неоднозначности дурного.

А также к тому, что всегда есть надежда, особенно если попытаться выглянуть за пределы обыденного и материального.

Символизм в живописи

Говоря о таком явлении, как символизм, нельзя не отметить его потрясающую многогранность, отразившуюся в величайшем многообразии художественных взглядов. Это направление, которое из литературы широко шагнуло в художественную плоскость.

Немало живописцев начала XX века вновь вернулись, например, к теме божественного и демонического («Демон» Врубеля, 1890 г.). Они создавали собственные образы не с канонических позиций церкви, а фокусируясь на изображении эмоций, практически игнорируя действительность.

К двадцатым годам прошлого столетия уже выработались специфические течения, в которых использование символов диктовалось определенными правилами:

  1. акмеизм;
  2. футуризм;
  3. имажинизм.

Акмеизм был свойственен русским писателям и поэтам-модернистам, которые решили дать отпор слишком расплывчатым и неясным образам. В их произведениях каждый символ указывал на конкретное явление, а описания переживаний были четкими, не допускавшими двояких толкований.

Футуристы стремились в рамках авангардизма довести идеалы символизма до абсолюта, полностью отрицая прошлое и забывая про реальный окружающий мир. Они работали с образами и мыслями, переполненными идеализмом, и полностью сконцентрировались на отражении собственной реальности, устремленной в будущее.

Улица

Имажинисты вовсе объединили черты первых двух течений, описывая настоящий мир, но так, чтобы шокировать публику. Они обращались к воображению, заставляя привычные вещи обретать гипертрофированные, а потому завораживающие черты:

  1. через анархический отказ от авторитетов;
  2. выстраивая сложные метафорические образы;
  3. обращаясь к экстравагантным выразительным приемам;
  4. объединяя несхожие элементы в единую гротескную конструкцию.

Расцвет поэтического и художественного символизма совпал со стремительным развитием кино, чем определил формирование культуры на многие поколения вперед.

Вместо заключения

Сегодня символизм – это суровая образность современности.

Так, на развитие интернет-пространства сильное влияние оказало «поколение Y/миллениалы», которым исследователи часто приписывают свойство «быть не как все, но – в обществе».

В реальном мире выделиться помогал бурный расцвет субкультур, но в виртуальном – слишком просто найти похожее, что и обусловило формирование тренда на демонстрацию личностной уникальности.

В текстах популярных среди современных подростков рэперов-блогеров (которые сильно отличаются от уличных прародителей рэп-жанра) легко найти массу черт, присущих имажинизму, пусть и не всегда умело используемых.

И сейчас, когда духовный поиск и попытки нематериального осознания реальности стали еще одним трендом, символизм актуален как никогда. Главное – не оторваться от жизни, затерявшись в череде ярких и не всегда понятных образов.

Ваш комментарий или отзыв