Что такое символизм — определение и происхождение термина, символизм в русской литературе и искусстве
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Смысл художественных произведений, – будь это литература, музыка или живопись, – не всегда возможно уловить с первого раза. Наслоение образов, игра с метафорами и попытки авторов выразить эфемерные объекты через зримые образы нередко ставит аудиторию в тупик.
Своеобразным триггером к популяризации подобной концепции стал символизм. Что это за понятие, в чем суть оригинального французского ответвления искусства и почему его «прародителя» обвиняли в распространении непристойностей, разберемся по порядку.
Определение — что такое символизм
Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.
Символизм возник во Франции в 1870–1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего во Франции, а также в Германии, Бельгии и России.
Символисты радикально изменили не только содержание и формы в различных видах искусства, но и само отношение к смыслу художественного творчества.
Речь идет о крупном направлении в искусстве, сформировавшемся на рубеже XIX и XX веков во Франции.
По сути, символизм – это особое течение, базирующееся на новаторстве и экспериментаторстве с использованием символики в виде намеков, недосказанностей, таинственных и/или мистических образов.
Термин является прямым переводом и калькированием французского понятия «symbolisme», непосредственно связанного со значением слова «символ». При этом корнями термин восходит к греческой основе σύμβολον, смысл которой объединяет два значения:
- примета;
- знак.
Примечательно, что самые первые символы служили знаком заключения договора и выполнялись в качестве керамических объектов со сложным рисунком. При успешном завершении переговоров такие объекты разделялись и передавались представителям сторон.
Воссоздать отдельный элемент было практически невозможно, поэтому символы при соединении в единое целое позволяли доказать не только участие человека в договоренностях, но и сам факт их проведения.
В искусстве символизм – это попытка осмыслить духовное через материальное.
Несмотря на обилие авторов, работавших в этом направлении, название ему дал «французский грек» Жан Мореас, довольно известный в поэтических кругах конца XIX века.
Тем не менее, автором самых ключевых принципов эстетики символизма является критик, поэт и эссеист Шарль Бодлер, которого считают основоположником одновременно декаданса и символизма.
Социальные изменения на фоне промышленной революции периода с 1850-х и до конца XIX века не могли не отразиться на творческой прослойке общества того времени, особенно на поэтах и художниках.
Искусство давно переместилось из дворцов аристократии на уровень обывателя: вместо пышных балов и воспевания высоких чувств многие авторы фокусировались на быте крестьян, мещанских склоках и пороках, свойственных стремительно развивающимся городам.
На этом фоне широко распространенный тогда жанр реализма был перенасыщен удручающими и упадочными образами повседневности. В том числе и сюжетами, замешанными на свойственных Викторианской эпохе социальных вопросах, прямо противоречащих идеалам стремительно обновляющегося общества. В этот период и началась «эпидемия декадентских настроений».
Cимволизм в литературе
В данном контексте подразумевается течение, которое по сути является ответвлением декаданса. Появление такого названия обусловлено определенным умыслом – в частности, тем, что поэзия такого рода должна была отразить закономерный конец приходящей в упадок «империи».
Оригинальный термин отсылал к временам Римской империи, однако французские мыслители подразумевали современное им общество XIX века с уходящей в прошлое аристократической системой.
Но если декадентам было свойственно фокусирование на индивидуальности, отречении от прежней морали, примате красоты над этичностью, то символисты совершили полный переход в духовный мир: не отрицая, но игнорируя реальность, они воплощали духовность и нравственность через легко узнаваемые образы. И сборник «Цветы зла» Шарля Бодлера обозначил такой переход.
Стихотворения, обильно пропитанные меланхолией, вызвали социальный взрыв. Писательское сообщество отметило необычную подачу, попытку переживания и мысли из области ощущений облачить в наглядную, понятную хотя бы на интуитивном уровне форму.
В то же время круги консервативные отмечали слишком вульгарные, натуралистичные описания пороков, «развращающие» обывательское восприятие читателя. Через какое-то время сборник даже получил судебный запрет, а при пересечении границ изымался таможенными службами.
Именно в момент травли Бодлер написал манифест, в рамках которого слово «символизм» было использовано впервые в том значении, в котором сегодня подразумевают художественное направление.
Поэт искренне пытался объяснить, что «Цветы зла» – не «порнографическая поэзия» и что он просто применил символические приемы, чтобы посредством спорных образов описать совокупность явлений, свойственных середине XIX века.
Таким образом, символизм в литературе – это своеобразное отражение умозрительной действительности, когда автор придает реальности некое символическое значение, совершенно отличное от ее буквального смысла.
По сути, это очередная попытка поспорить с видением мира импрессионистов и реалистов. Сближаясь с романтизмом, символизм дает волю латентным чувствам, подчеркивает важность каждой детали, что в итоге помогает людям раскрепоститься через самовыражение.
Напомнить о существовании духовного мира пытались и некоторые из русских поэтов, успевших отточить перо на модернистских стезях поэзии. Самым ярким автором из числа «старших символистов» можно назвать В. Я. Брюсова, а среди «младосимволистов» особо выделяются несколько фигур – С.М. Соловьев, А. Белый, В.В. Гиппиус, А. Блок, Д.С. Мережковский.
Это авторы, которые внесли наибольший вклад в то, чтобы превратить в самодостаточное направление то, что представлял собой символизм. Представители этого течения в русской литературе были первыми, кому удалось придать эстетике символизма окончательную оформленность и совершенный вид.
Не касаясь запретных тем напрямую, символисты с помощью откровенных образов чаще всего обсуждали такие значимые явления, как:
- религия и эзотерика;
- психологическое разложение;
- исследование сексуальности;
- суть зла;
- смерть.
Несмотря на кажущуюся мрачность и тяжеловесность выбранных тем, символическое искусство наполнено оптимистическими настроениями, поскольку авторы нередко сводили творческое исследование к тезисам о вынужденности и неоднозначности дурного.
А также к тому, что всегда есть надежда, особенно если попытаться выглянуть за пределы обыденного и материального.
Символизм в живописи
Говоря о таком явлении, как символизм, нельзя не отметить его потрясающую многогранность, отразившуюся в величайшем многообразии художественных взглядов. Это направление, которое из литературы широко шагнуло в художественную плоскость.
Немало живописцев начала XX века вновь вернулись, например, к теме божественного и демонического («Демон» Врубеля, 1890 г.). Они создавали собственные образы не с канонических позиций церкви, а фокусируясь на изображении эмоций, практически игнорируя действительность.
К двадцатым годам прошлого столетия уже выработались специфические течения, в которых использование символов диктовалось определенными правилами:
- акмеизм;
- футуризм;
- имажинизм.
Акмеизм был свойственен русским писателям и поэтам-модернистам, которые решили дать отпор слишком расплывчатым и неясным образам. В их произведениях каждый символ указывал на конкретное явление, а описания переживаний были четкими, не допускавшими двояких толкований.
Футуристы стремились в рамках авангардизма довести идеалы символизма до абсолюта, полностью отрицая прошлое и забывая про реальный окружающий мир. Они работали с образами и мыслями, переполненными идеализмом, и полностью сконцентрировались на отражении собственной реальности, устремленной в будущее.
Имажинисты вовсе объединили черты первых двух течений, описывая настоящий мир, но так, чтобы шокировать публику. Они обращались к воображению, заставляя привычные вещи обретать гипертрофированные, а потому завораживающие черты:
- через анархический отказ от авторитетов;
- выстраивая сложные метафорические образы;
- обращаясь к экстравагантным выразительным приемам;
- объединяя несхожие элементы в единую гротескную конструкцию.
Расцвет поэтического и художественного символизма совпал со стремительным развитием кино, чем определил формирование культуры на многие поколения вперед.
Вместо заключения
Сегодня символизм – это суровая образность современности.
Так, на развитие интернет-пространства сильное влияние оказало «поколение Y/миллениалы», которым исследователи часто приписывают свойство «быть не как все, но – в обществе».
В реальном мире выделиться помогал бурный расцвет субкультур, но в виртуальном – слишком просто найти похожее, что и обусловило формирование тренда на демонстрацию личностной уникальности.
В текстах популярных среди современных подростков рэперов-блогеров (которые сильно отличаются от уличных прародителей рэп-жанра) легко найти массу черт, присущих имажинизму, пусть и не всегда умело используемых.
И сейчас, когда духовный поиск и попытки нематериального осознания реальности стали еще одним трендом, символизм актуален как никогда. Главное – не оторваться от жизни, затерявшись в череде ярких и не всегда понятных образов.
Ваш комментарий или отзыв