Что такое монолог — определение, виды речи, отличие от диалога, примеры монологов в литературе
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый школьник знает, что такое монолог.
А вот о том, когда возник данный термин, и для чего использовался в разные эпохи, не лишним будет прочитать ещё раз.
Гибкость и универсальность монолога позволила ему проникнуть во все языковые стили, формы и виды.
Определение понятия Монолог — что это за вид речи
Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Классический пример — монолог Гамлета в одноимённой трагедии Вильяма Шекспира.
Учебник русского языка сообщает, что монолог – это речь одного лица.
Его принято противопоставлять диалогу, который, в отличие от монолога, представляет собой полноценный процесс коммуникации.
Задача монолога – выразить собственные размышления, озвучить внутренние вопросы, не всегда требующие ответа, вместе с самим собой осмыслить ту или иную проблему.
Оказывается, это не только жанр устной речи, но и один из древнейших литературных приёмов. Герой рассказывает о ком-то или о чём-то (чаще всего – о себе), попутно предоставляя зрителю или слушателю возможность наблюдать за собой, своим характером, способом мыслей.
Монолог содержит подсказки, объясняющие зрителю то, что нельзя произнести в присутствии других героев, некое обращение к высшему разуму через головы других персонажей.
Отличительными чертами монолога можно считать:
- Нацеленность на предполагаемого собеседника. Даже если текст адресован «всем и никому», герой хотя бы приблизительно представляет себе того, кому он больше всего хочет сообщить данную информацию.
- Сходство с манифестом. Внутренняя манифестация – следствие рассуждений героя над основными проблемами бытия.
Проговаривая своё отношение к ним, герой выделает главное для себя, рассуждает о том, что для него ценно (Монолог «Сатина» «Человек! Это звучит гордо…» в пьесе М.Горького «На дне»).
- Наличие таких стилистических приёмов, как обилие обращений, глаголов 2-го лица, местоимений, разговорных, а иногда просторечных слов и выражений.
Историческое развитие монолога
В классической греческой трагедии монологи служили для того, чтобы рассказать зрителям предысторию событий, которым посвящена пьеса.
Монолог произносился актёром и был адресован хору. Хор повторял особо значимые моменты этого обращения для того, чтобы акцентировать на них внимание слушателей. Порой он исполнялся как молитва к тому или иному божеству или воззвание к современникам.
Зародившись в недрах драматического искусства, монолог стал мощным способом сценического самовыражения.
С помощью монолога герой европейской драмы, предполагающей «двойное дно» сюжета, делился со зрителями тайными мыслями, плетением интриг, любовными мечтами.
В комедийном жанре монологичность часто демонстрировала глупость, наивность персонажа или, напротив, обнажала всю глубину его коварных замыслов. К.Марло, Ж.Б.Мольер, К.Гоцци по-разному использовали монолог не только как приём-характеристику, но и как сюжетообразующий элемент.
К началу ХIХ века драматическое искусство уступило в популярности лирике.
Интимный мир личных переживаний, выраженных посредством поэтического слова, обрёл идеальное выражение в форме монолога.
Из поэзии монолог перебрался в прозу. Если стихотворение могло быть целиком выполнено в данной форме и иметь обращение к одному или нескольким адресатам, то в рассказе, романе или повести он стал локальным элементом, описывающим внутренний мир героя, одной из его портретных характеристик.
Появился термин «внутренний монолог», означающий такой вид самовыражения, когда мысли не проговариваются вслух, а произносятся «про себя».
В культуре постмодерна монолог стал естественным способом лирического, эпического и драматического выражения, произносимого без расчёта на сиюминутную вербальную реакцию.
То есть, если вы услышите бардовскую песню под названием «Монолог современника» или прочитаете в сети стихотворение «Монолог шестисотого мерседеса», не обязательно отвечать их авторам словами. Достаточно услышать и понять главную мысль автора, его эмоциональный посыл.
Самые знаменитые монологи в литературе
Нередко их выбирают для заучивания наизусть в школе. В них много экспрессии, они отражают внутренний мир человека, в них можно узнать себя.
Если сравнивать литературу с музыкой, то монолог похож на арию. Он всегда выгодно звучит со сцены.
Если вы любите ярко выступать или, например, готовитесь к Всероссийскому конкурсу чтецов «Живая классика», советуем заглянуть в список литературных монологов, которые было бы неплохо знать каждому:
- У.Шекспир «Гамлет» («Быть иль не быть…»);
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин» («Письмо Татьяны» и «Ответное письмо Онегина»), «Цыгане» (монологи Алеко, Земфиры, старого цыгана), «Борис Годунов» (речи Бориса, Нестора, Шуйского);
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин: «У меня две души…»);
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» («Что такое Отечество»);
- Ф.М.Достоевский «Идиот» (размышления князя Мышкина о смертной казни, смысле жизни);
- С.А.Есенин «Пугачёв» («Монолог Хлопуши»), «Анна Снегина» («Письмо Анны»);
- М.Горький «На дне» (Сатин: «Человек»);
- А.П.Чехов «Чайка» (речи Треплева, Маши, Нины Заречной), «Дядя Ваня» (Соня: «Мы отдохнём!»).
Продолжать этот список можно до бесконечности. Любопытно также написать собственный монолог в качестве маленького литературного эксперимента.
Монолог – отличный способ познать самого себя, понять, кем мы являемся в этом мире и чего хотим от жизни.
Комментарии и отзывы (2)
Монолог-это конечно хорошо, но не обязательно закапываться и с головой уходить в себя, так можно и головой поехать. Я больше сторонник диалогов, ведь именно в них иногда и кроется истинный смысл, когда из нескольких мнений выносишь для себя одно, именно то, что считаешь по-настоящему важно.
А есть еще внутренний монолог. И хорошо, когда про себя (в уме), а не вслух. В противном случае это уже психиатрический диагноз)) Вот почему в современном русском языке это слово как правило имеет негативный, несколько презрительный оттенок.
Ваш комментарий или отзыв