Что такое вече — определение, назначение, история возникновения, пример Новгородского вече

Обновлено 16 марта 2024 Просмотров: 29 989 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В древней и средневековой Руси важную роль в политической системе общества играло вече.

Этот коллективный орган управления нередко принимал главные решения, связанные с жизнью определенной территории.

Участие в нем свободных жителей позволяет некоторым исследователям говорить о сложившейся в те времена специфичной формы демократии . Давайте вместе посмотрим так ли это и разберемся, какие функции выполняло вече.

Определение понятия Вече — что это

Вече (этимология от славянского «вътъ» — совет) — это народное собрание во времена Древнерусского государства и средневековой Руси. Выступало одной из ранних форм племенной демократии.

Собиралось с целью обсуждения общих проблем и вопросов политической, духовной, экономической сферы. Выступает формой прямой демократии, сложившейся на территории славянской цивилизации.

Участвовать в собрании имели право т.н. «мужи», к которым относились главы свободных семей социальной общности (рода, племени или поселения). В зависимости от сложившегося порядка и социального статуса они могли обладать равными либо неодинаковыми правами.

В русских летописных сводах вече упоминается в двух смыслах:

  1. как народная сходка для совещания по насущной проблеме;
  2. как народное собрание, выражающее мнение народа при принятии властных решений.

История возникновения вече

Истоки вече лежат в племенных собраниях, возникших еще в догосударственный период. В ранние времена оно решало большинство актуальных проблем территории, включая вопросы внешних отношений.

С появлением Древнерусского государства оно стало инструментом ограничения княжеской власти, которым активно пользовалась феодальная знать . Первые летописные упоминания об этом органе в Новгороде относятся к 1016 году, а в Киеве к 1068 году.

Власть

В ряде княжеств Древнерусского государства вече выполняло функции высшего органа власти, который одобрял все решения князя. Встречаются даже политические формы «двоевластия», где вечевые органы делили поровну власть с главой административной единицы.

В некоторых территориях о вече вспоминали только в экстренных случаях. Тогда оно могло становиться сосредоточением сил, выступавших против князя, и его решения приобретали форму протеста.

В связи с ослаблением централизованной власти в период феодальной раздробленности (с 30-х годов XII века) вече все больше приобретает политическую роль. В его компетенцию входили вопросы:

  1. выбор должностных лиц;
  2. обеспечение приемлемых условий торговли;
  3. распоряжение ресурсами административной единицы (земельные, финансовые и другие);
  4. решение социальных и культурных проблем;
  5. внешнеполитические вопросы.

Порядок работы вече

В большинстве мест строго определенного порядка работы земств не существовало. В источниках отсутствуют сведения о должности председателя этого органа.

Согласно заведенному обычаю, открывал собрание тот, кто его созывал. Точный подсчет голосов не производился — для принятия решения необходимо было единогласие или мнение подавляющего большинства участников.

Никто не протоколировал ход и итоги работы. Исключение составлял Новгород, где по важным вопросам составлялись вечевые грамоты, отражавшие принятые решения.

Они должны были исполняться князем, подчиненными ему чиновниками либо самим народным собранием. Более подробно о вече на Руси можно узнать здесь:

Новгородское вече

Что такое вече на Руси можно понять, рассматривая деятельность народного собрания Новгорода, фактически управлявшего этим государством от момента начала раздробленности до его включения в состав России.

После изгнания князя Всеволода в 1136 году за вече закрепилось право выбирать посадника (высшее должностное лицо) и тысяцкого, руководившего вооруженными силами.

По его инициативе приглашали князя, выполнявшего полицейские и судебные функции, а также обеспечивавшего оборону от внешних врагов. При этом оно было вправе в любое время отозвать назначенных лиц.

Вече в древней Руси — это, как правило, еще и законодательный орган. В Новгороде оно утвердило судную грамоту. Его решения были обязательны для должностных лиц.

В компетенции этого органа были вопросы войны и мира, правосудия по наиболее тяжким государственным преступлениям, а также подписания соглашений с зарубежными государствами.

Созыв новгородского вече объявлял тысяцкий или посадник, оповещал об этом вечевой колокол, служивший символом независимости государства.

Одновременно в разные районы города направлялись глашатаи (биричи) для сбора народа. В работе народного собрания мог участвовать любой взрослый мужчина.

Собрание

Вече работало под открытым небом и все решения принимало решением большинства. При этом понятия кворума (минимально необходимого количества присутствующих для законного принятия решений) не существовало.

Если меньшинство демонстрировало иное мнение происходило последующее обсуждение проблемы для достижения компромисса . Иногда с этой целью проводили повторное голосование.

В дальнейшем находить компромисс становилось все сложнее, поэтому возникла практика кулачных боев между сторонами при равном количестве голосов.

Так произошло в 1218 году, когда члены народного собрания в течение недели устраивали кулачные битвы, пока не достигли единодушия.

Помимо общегородского в Новгороде работали кончанские и уличные вече, которые исторически восходят к древним народным собраниям с участием всего свободного населения.

Заключение

Вече в истории — это основная форма самоуправления, существовавшая повсеместно на Руси с догосударственных времен. Оно позволяло коллективно решать актуальные проблемы своей территории, а в некоторых случаях — политические вопросы.

По мере усиления централизации и княжеской власти этот орган начал постепенно отмирать (в Новгороде ликвидирован насильственно), так как не соответствовал формировавшемуся монархическому режиму .

Комментарии и отзывы (3)

Акуна

Вся наша история — это сплошное надувательство и обман! Те же самые летописи, списки и т.д. переписывались каждый раз в угоду новому правителю. И даже те крохи информации из этих так называемых «летописей» и упоминаний не дают объективной оценки существующего строя или политического уклада того времени.

Те же Фоменко и Носовский Великий Новгород, вообще в Ярославль перенесли.

Владимир

Мне кажется сейчас не хватает чего-то подобного. Нет гласа народа. Вот сейчас бы такое «вече» и отменили бы без проблем пенсионную реформу. А когда Дума прикормленная, ясно же, что надо, то и примут.

Нужно ограничивать власть элит, и раньше вече этим и занималось.

Дмитрий

Масштабы государств сейчас не позволяют таким образом решать вопросы. Замучаетесь все выслушивать и забудете кто-что говорил. Без выборной системы сейчас не прожить, хотя в небольших общинах вече по прежнему эффективно.

Ваш комментарий или отзыв