Что такое романс и в чем особенность этого жанра

Обновлено 24 ноября 2023 Просмотров: 111 374 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда бывает непросто выразить эмоции, скрытые глубоко в душе, человек неизбежно прибегает к творчеству. И одним из наиболее востребованных инструментов для передачи чувств считается романс, способный принять форму и стиха, и песни.

Гитарист

Главная особенность этого жанра в том, что он облагораживает поэтическое слово, делая его более легким для восприятия и одновременно – более глубоким по смыслу. Как это происходит и почему так действенно, разберемся по порядку.

Романс и его испанское происхождение

Начнем с того, что романс – это прежде всего лирическая поэзия, поскольку впервые так стали именовать стихотворную форму именно в Испании, на заре XV века.

Название жанра является калькой с испанского «romance», которое происходит от слова «romanzo» (то есть «по-романски»), с таким значением:

  1. народное наречие – в противовес академическому латинскому;
  2. стихи на «нелатинском» языке.

Подобная поэзия была свойственна странствующим артистам и фокусировалась на бытовых, простых историях с животрепещущей эмоциональной окраской и чувственной вовлеченностью слушателей.

Искусствоведы отмечают контраст между яркими цветами и «приземленным», просторечным изложением испанских романсов по сравнению с мрачной и тяжеловесной североевропейской балладой.

Определение

Отдельно рассматривают испанский романс, сочетающий эпичность с простотой языка. Обилие национального колорита и традиционная для лирики наивность противопоставляют испанским же сборникам романсеро, произведения в которых были написаны «профессиональными» авторами для услаждения аристократического слуха.

Первыми из соседних народов культуру романса переняли французы, сделав акцент на любовной лирике, откуда впоследствии жанр перешел и в российские салоны. Англичане же и вовсе используют термин исключительно для обозначения литературных произведений, посвященных рыцарским подвигам.

Эволюция романса: от сентиментального стиха до чувственной песни

В период практически всего Средневековья было сложно провести четкую границу между литературной и музыкальной формами романса. Одно и то же стихотворение могло декламироваться перед толпой на ярмарке или исполняться как песня под аккомпанемент со сцены.

О романсах-стихах нужно сказать, что они:

  1. были эпического или лирико-драматического содержания;
  2. составлялись в сборники под названием романсеро.

Если же речь идет о вокальных вариациях, то здесь уже имеет место несколько иное определение:

романс в музыке – это небольшие строфические (без рефренов) сочинения лирического характера, созданные специально для вокального исполнения в сопровождении одного – иногда двух – инструментов.

Встреча

Путь, который прошел романс от литературы к музыке, обычно подразделяют на такие временные периоды:

  1. XV-XVI века – песня на стихи лирического (как правило, любовного) содержания;
  2. XVIII – XIX века – самодостаточное вокальное произведение для одного голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно современники подразумевают именно второй вариант, когда речь заходит о романсах. Но для ранней испанской поэзии провести четкую границу между сборником стихов и песенников было невозможно. И это понятно, ведь на любое сочинение можно было наложить простенькую мелодию, и вокальный романс готов!

Нечто похожее, кстати, довольно явно прослеживается в русском романсе, частенько выходящем за пределы лирики и обретавшем несвойственный жанру драматизм. В этом отношении романс как бы стирал границы между собой и оперной арией.

Романс и его характерные черты

Романс обрел музыкальную форму сначала за счет странствующих, а затем – и благодаря придворным артистам. При этом наиболее популярные сюжеты либо сразу писались в определенном стиле, либо впоследствии корректировались для превращения в строфическую песню, ключевыми свойствами которой были:

  1. четыре строки;
  2. четырехстопный хорей;
  3. никаких рефренов или припевов.

Музыка следовала за текстом в качестве фона, при необходимости делая акцент на особо драматических моментах, тогда как стих рассказывал цельную историю, посвященную какому-либо яркому переживанию.

Специально для королевского двора стали создаваться многоголосые романсы, в которых ясно угадывались чуть облагороженные народные мотивы. Исследователи полагают, что композиторы просто дорабатывали существующий материал, а не создавали подобные произведения с нуля.

В начале XVI века на фоне популярности относительно нового музыкального инструмента под названием виуэла одноголосые романсы начали сопровождаться чуть ли не танцевальными мелодиями.

Буквально за столетие в них появился рефрен, а отличить получившуюся композицию от вильянсико (по сути, «клубной» музыки того времени) стало невозможно. Так произошло еще одно слияние жанров.

Бал

Что касается европейской вехи в истории жанра, то уже к XVIII веку сама концепция романса (от французского «romance», калькированного с испанского) начала распространяться по Европе в качестве обозначения для небольших поэтических произведений:

  1. музыкального толка;
  2. лирического характера – с описательным, сентиментальным или комическим уклоном;
  3. с одиночной вокальной партией;
  4. под аккомпанемент музыкального инструмента (одного или в составе оркестра).

Сегодня такое определение считается доминирующим, а музыкознание не может однозначно проследить точные временные отрезки и произведения, за счет которых испанский оригинал столь сильно изменился.

Следует еще отметить, что к первой половине XIX века складываются ярко выраженные национальные школы романса:

  1. австрийская;
  2. немецкая;
  3. французская;
  4. русская.

Ближе к концу этого же столетия культура романса продвигается на север и восток Европы, и собственными жанровыми произведениями обзаводятся:

  1. Норвегия;
  2. Финляндия;
  3. Польша;
  4. Чехия.

Параллельно с классическим музыкальным стилем стремительно развивается стиль бытовой. Можно сказать, европейский романс вернулся туда, откуда вышел испанский – на улицы, к простому народу. Любительское направление со временем развилось в такие формы, как:

  1. авторская/бардовская песня;
  2. французский шансон;
  3. русский шансон;
  4. цыганский романс.
Малинин

Теперь уже большинство произведений этого жанра тянется к каноничному отсутствию рефрена и припевов и тщательному формированию законченной истории, а аккомпанементом обычно выступают фортепьяно, скрипка либо гитара.

Впрочем, академические романсы уделяют больше внимания именно музыке, благодаря чему сложные инструментальные партии зачастую служат повествовательной цели не меньше, чем вокальные.

Вместо заключения

Романс – это не просто одно из проявлений народной испанской культуры, но и востребованная форма искусства, доступная практически каждому. Даже гонения в 1930-х на жанр, «воспевающий и романтизирующий белую эмиграцию», не смогли «выполоть» его из советского культурного поля.

Новым толчком для популяризации стал глубокий драматизм жизни простых людей в период Великой Отечественной войны, а окончательное возрождение русского романса произошло в семидесятых, когда такого рода песни проникли на эстраду.

И это вполне объяснимо, поскольку романс был и остается универсальным форматом, в котором можно делиться любовными переживаниями, рассказывать бытовые истории или описывать эпические события. Простота здесь – особенность, а не недостаток. Возможно, именно поэтому романс лучше всего подходит для раскрытия потенциала будущих творцов в музыкальном мире.

Ваш комментарий или отзыв