Что такое бурлеск и в чем секрет его популярности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Серая повседневность напрягала человека и в прошлые века, даже тех, кто имел счастье наслаждаться более-менее приличными бытовыми условиями. И вполне естественно, что со временем начали зарождаться новые формы искусства, которые не только радовали условное простолюдье, но и посягали на спокойствие аристократических кругов, попирая нравственные устои и понуждая задумываться о великом в игривой манере.
Бурлеск – что это за жанр и как он появился
Прежде чем мы перейдем к сегодняшнему формату экстравагантных танцевальных номеров, уточним исходное значение:
бурлеск – это разновидность экспериментальной комической поэзии, зародившейся в эпоху Возрождения, когда серьезное содержание подается в несоответствующем ему стиле и выражается в неподходящих образах и откровенно шутовской манере.
Заимствование термина возможно сразу из двух языков:
- от французского «burlesque»;
- от итальянского «burlesco».
Примечательно, что итальянская версия, которая происходит от слова «burla» («проделка, выходка, шутка»), считается первой, поскольку именно в Италии еще в середине XVI века появились ранние образцы бурлеска, представлявшие собой «перелицованные» поэмы именитых авторов.
Бурлеск, как стилевое направление, впервые появляется в поэтической среде, и самыми первыми ласточками жанра стали пародийные переделки произведений античной литературы. В поэмах-бурлесках открыто насмехались над «возвышенными героями» и сложными литературными приемами, к которым традиционно прибегали древнегреческие классики.
Авторы бурлесков намеренно смешивали разные стили, одновременно используя и просторечия, и бранные слова, и высокую лексику. Зачастую тексты пестрили словами с намеренными грамматическими ошибками и фразами, искажающими известные понятия.
Так, в одном из первых бурлескных произведений – а это была «Война мышей и лягушек» (или «Батрахомиомахия», пародия на «Илиаду» Гомера) – четко прослеживается подражание оригинальному сюжету. Только у Гомера в Троянской войне бок о бок с людьми сражались и боги, а в бурлеске воинами были мыши и лягушки, а помогали им – те же боги.
Итак, в целом первые пробы бурлеска в период Возрождения почти все были пародиями и «перелицовками», словно авторы тренировались перед созданием самостоятельных произведений в новом жанре. По мере накопления опыта выделились два поджанра:
- травестия – примитивно о высоком;
- ироикомедия – возвышенно о низком.
Это совершенно противоположные друг другу по средствам выразительности жанры, но тем не менее выполняющие одну задачу. В шутливо-пародийной форме они повествуют о важных исторических событиях и духовных ценностях или, наоборот, показывают непростой быт и кипящие страсти в среде небогатых людей.
Травестия происходит от термина «travestire» («переодевать»), поскольку наиболее доступным – «народным» – языком рассказывает о чем-то серьезном и даже возвышенном. Такая форма могла быть интересна и аристократии, которой давно приелись напыщенные речевые обороты классической поэзии, но в равной степени хорошая травестия помогала донести до малообразованных простолюдинов какие-то важные вещи.
Ироикомедия получила название от французского «Héroï-comique» («комический герой» или «героическая комедия»). Жизнь крестьян и маргиналов она описывала так, словно речь шла о королях и легендарных полководцах древности.
Юмористическая легкость и очевидный комизм, которого так не хватало в жизни бедняков и загородных обывателей, быстро завоевали своего зрителя, однако – увы, примерно с середины XIX века жанр бурлеска в литературе начинает угасать.
Современный бурлеск – что это такое как шоу
Несмотря на утрату актуальности бурлеска в качестве литературного жанра, в начале XX века его отголоски проявляются в новых экспериментальных жанрах, как то:
- экспрессионизм;
- сюрреализм;
- театр абсурда.
Затем элементы бурлеска начинают явно прослеживаться в сюжетах, пытающихся вывернуть наизнанку классические сказочные или футуристические клише, как это произошло, например, в серии мультфильмов о Шреке.
Вскоре бурлеск нашел себе воплощение и в сценариях, шагнув сначала в театр, а затем – в кабаре и на сцены стриптиз-клубов. Пока «серьезные писатели» XIX века увлекались философией, авторы попроще пришли со своими идеями к театральным постановщикам и актерам.
Откровенно развлекательная направленность бурлеска и пестрота, не соответствовавшие традиционному искусству, планомерно начали вытеснять его из театра в клубы и кабаре. А там публика жаждала развлечений попроще, за которыми не нужно следить на протяжении длительного времени, запоминая – пусть и примитивный! – сюжет.
Неудивительно, что даже сейчас, спустя полторы сотни лет, в культурных кругах все еще вспоминают скандальное бурлеск-шоу «Иксион» (1868—1869 гг.) в исполнении «Британских блондинок», возглавляемых английской танцовщицей Лидией Томпсон и ее супругом Александром Хендерсоном.
Это была, как с восторгом описывали нью-йоркские газеты, «невероятная комбинация» из:
- настоящих чудес пантомимы;
- оригинальных приемов бурлеска и варьете;
- сочетания сатиры, юмора, пародии и импровизации;
- стихов, песен и танцев;
- экстравагантных и дерзких костюмов;
- невероятных сценических эффектов;
- молниеносных переодеваний;
- остроумных и рискованных шуток.
Да, это было потрясающее зрелище! В танцевальных номерах, кстати, присутствовали не только комедийные элементы, но и откровенно эротические, хотя девушки выходили на сцену исключительно одетыми. В те времена «дресс-код» артистки бурлеска непременно включал в себя чулки, достаточно длинные панталоны и плотные корсеты.
И только гораздо позже зрителю посчастливится увидеть танцовщиц с обнаженными телами, прикрытыми лишь пышными перьями и специальной атрибутикой, используемой во время шоу.
Так, со скандальных гастролей труппы Томпсон, которые вместо запланированных 6 месяцев продлились без малого 6 лет, началось бурное развитие театральной комедии, впоследствии частично проявившей себя в зарождавшихся телевизионных шоу.
Неоднозначный бурлеск: путь от комической поэмы до раздевания под музыку
К началу прошлого века бурлеск превратился в самую популярную разновидность сценического искусства. Тем временем в США стали все больше внимания уделять качеству актерского состава, отдавая предпочтение девушкам и уменьшая количество одежды на артистах.
Дошло до того, что в 1935 году в Нью-Йорке бурлеск был запрещен практически повсеместно, а другие штаты ввели список из обязательного минимума элементов гардероба, хотя бы формально прикрывающих «срамные» части тела.
Дальнейшее смещение фокуса с сюжета на одежду положительно сказалось на визуальной составляющей, поскольку артисты:
- делали упор на аксессуары и атрибутику;
- устраивали захватывающие шоу с участием животных;
- создавали подводные представления прямо на сцене (например, в массивных аквариумах).
К сожалению, сексуальная революция 1960-х внесла в жанр свои коррективы, и девизы типа «Меньше шоу, больше тела!» закономерно привели к фактическому появлению современного стриптиза.
Впрочем, сегодня благодаря усилиям энтузиастов и фанатов жанра появилось еще одно направление, получившее название «нео-бурлеск» – своего рода театрально-танцевальный подстиль, который пытается возродить традиции начала XX века.
Сюжет у таких шоу не самый сложный или осмысленный, однако фокус с обнаженного тела вновь сместился на красивые наряды, неожиданные декорации и умения артиста взаимодействовать с окружением так, чтобы вызвать восторг публики.
Особую лепту в развитие этого направления внесла непревзойденная Дита фон Тиз, которая не только реанимировала жанр бурлеска, но и помогла ему перекочевать на бродвейские подмостки. Тогда, в 1990-х, «Бокал мартини» (название ее легендарного номера) был известен каждому нью-йоркцу, а позже даже признанные мэтры сценического искусства называли этот номер классикой бурлеска.
Вместо заключения
Говоря о бурлеске, важно помнить, что к жанру относятся многие классические произведения, а их авторы порой рисковали жизнью, представляя на суд публики неоднозначные произведения. И это понятно, ведь бурлеск воплощает в себе естественное желание человека развеяться и порадоваться, а в этом точно нет ничего предосудительного.
В конце концов, у колоритного представления в «Мулен Руж» и рассказа о путешествии ведьмы-попаданки общие корни. И общая задача – сделать людей чуть более счастливыми!
Ваш комментарий или отзыв