Что такое авангард и причем здесь военная риторика
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек реализовывал свое желание творить на протяжении тысячелетий. Но особенно широкие горизонты для фантазии открывала людям именно сфера искусств.
Есть убежденные скептики, которые считают художественные работы не более чем пустой забавой, но есть и максималисты, что называют картины, музыку и фильмы величайшим достижением цивилизации.
Такого рода вопросы каждая культура решает по-своему, однако сегодня нас интересуют не частности, а некие общечеловеческие стандарты в искусстве, включая даже те неоднозначные произведения, что буквально обескураживают простого обывателя.
Немного из истории происхождения термина
В русском языке понятие «авангард» существовало сразу в двух версиях, и обе непосредственно связаны с независимыми заимствованиями. Впервые слово попало в обиход во времена Петра I, когда европейские тенденции задавали моду в России, а звучные определения естественным образом переходили от иностранных офицеров и аристократов в среду русской элиты:
- авангард – от французского «avant-garde»;
- авангардия – от польского «awangwardja».
Польский вариант появился раньше, хотя сам по себе является вторичным по отношению к французской версии. Она же, в свою очередь, представляет собой смысловое сочетание двух понятийных маркеров:
- передовой;
- отряд.
В данном случае под авангардом подразумевается особое подразделение вооруженных формирований, которое выступает первым, следуя впереди основной части войск, и именно оно первым встречается с противником.
Более чем важная задача! Неудивительно, что в скором времени термин обрел достаточную актуальность и обзавелся дополнительными трактовками.
Культурная эволюция слова «авангард»
«Авангард» – слово, которое из военного дела сначала перекочевало в политику. Французская революция конца XVIII века привела к переменам в мышлении и лексиконе граждан, благодаря чему любые новаторские явления и передовые идеи стали именоваться авангардистскими.
Более того, с того времени слово использовали как революционную метафору, а с 1794-го, когда оно вошло в название журнала якобинцев, термин практически утратил сугубо военную коннотацию и стал использоваться в чисто политическом смысле.
В ту эпоху среди настроенных на социальные перемены граждан было немало представителей творческой интеллигенции: художников, поэтов, драматургов. Продолжая заниматься своим делом, они начали обогащать культурную сферу революционными подходами. Это нашло отражение как в выборе темы для очередного произведения, так и в форме самовыражения.
Затем слово «авангард», неизбежно следуя за социальными и политическими изменениями, перекочевало в искусство. Это произошло благодаря Теодору Дюре, авторитетному французскому публицисту и историку искусства, который в 1885 году опубликовал серию критических статей, направленных на поддержку художников-импрессионистов. Цикл назывался «Критика авангарда».
На излете XIX века традиционное искусство заклеймили как консервативное и утилитарное. Его называли «искусством ради искусства», поскольку оно «обслуживало интересы коррумпированной власти». Неудивительно, что на рубеже XIX – XX вв. свой политический манифест художники выражали довольно неожиданным образом.
Благодаря протестным настроениям, в живописи появилось несколько новых направлений, объединенных затем в понятие авангардизма:
- примитивизм;
- конструктивизм;
- ориентализм;
- левое искусство;
- «всёчество»;
- заборная живопись;
- футуризм;
- космизм;
- кубизм;
- лучизм;
- линиизм и др.
По сути, в художественном смысле авангард – это эклектический набор течений абстракционизма, знаменующего собой отказ от канонов классической школы. Основное внимание художники «новой волны» на заре XX века начали уделять эмоциональному, идеологическому наполнению.
Таким образом, авангард – это не подражание реальности и не воспроизведение ее элементов. Объектом авангардистского искусства всегда является инструментарий художника:
- линия;
- форма;
- цвет.
Это то, что творец использует, чтобы донести свое послание до зрителей посредством глубинных смыслов, а не с помощью строго копирующего действительность изображения. Одной из самых первых авангардистских работ эксперты считают «Картину с кругом» В.Кандинского, написанную в 1910 году и представленную публике в 1911-м.
Историческое многообразие авангарда
Примечательно, что в качестве самоназвания слово не использовалось никогда, лишь искусствоведы и культурологи применили термин на излете двадцатых годов прошлого столетия, чтобы как-то обозначать разрозненные самобытные формы искусства, вспыхивавшие и тут же угасавшие.
Какой-то определенной теории авангардизма или его типологии не существует и сейчас, что и обуславливает закономерность использования этого понятия в адрес всего нового.
Однако эстетика и уникальность авангарда в искусстве характеризуются не только новизной, но и такими особенностями, как:
- экспериментальный подход к творчеству (чаще – как форма манифеста);
- отказ от академических стандартов;
- особый пафос творчества (как правило, революционный и/или разрушительный);
- оригинальность форм, приемов, художественных средств;
- эпатажность;
- созвучность с направлениями модернизма, характерного для европейского искусства первой трети XX века;
- иррациональность, свойственная сюрреализму.
Авангардистские произведения, обычно проникнутые духом нигилизма, неизменно сочетают в себе как созидательное начало, так и деструктивное. И эти особенности распространяются не только на живопись.
Художественный поиск – «поиск Духа» как панацеи от всего материального – ведется и на театральных подмостках, и в кино, и в музыке. Не только в живописи, но и во многих других сферах искусства есть художники, способные удивить обывателя.
Но что еще свойственно авангарду, так это его невероятная непредсказуемость. Какие-то работы моментально становятся шедеврами, привлекая внимание экстравагантным отказом от традиционного, другие же удостаиваются забвения только потому, что оказались чуждыми для восприятия современников.
Вместо заключения
Сегодня авангард – это практически любая прогрессивная форма искусства. Хотя ярлык авангардизма навесили на живопись начала XX века, ничто не мешает обитателям миллениума изобрести что-то свое – современные возможности поистине безграничны.
Культура развивается во всех направлениях:
- появляются новые музыкальные инструменты;
- создаются программы для обработки изображений;
- возникают новые стили;
- смешиваются этнические особенности и т.д.
Абсолютно каждый может стать авангардом конкретного временного периода. Яркий тому пример – Николай Басков, пришедший на эстраду из оперы, и его провокационные клипы с Филиппом Киркоровым, поданные в молодежном стиле.
Немалое значение на культуру оказывают и такие люди, как Моргенштерн или Алена Швец, чья творческая деятельность сильно выделяется на фоне привычных музыкальных групп. В этом же ряду – сенсационные работы граффитиста Бэнкси, за которыми гоняются коллекционеры со всего мира.
И хотя никто не знает, что из этого окажется мировым достоянием, экспериментальные культурные веяния не проходят бесследно: они формируют ниши, указывают популярные или проигрышные (как минимум на данный момент!) направления в искусстве.
Но главное – они воспитывают детей, позволяя будущим поколениям шагнуть хотя бы немного дальше, чем их предшественники.
Комментарии и отзывы (1)
Дмитрий, а к какой рубрики отнести данную статью. Спасибо.
Ваш комментарий или отзыв