Что такое ассортимент — определение, его виды и 5 способов формирования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто мы употребляем различные термины и понятия, даже не задумываясь, что же это такое и почему так называется.
Сегодня мы разберем одно из таких «замыленных» для обывателя понятий – «ассортимент».
Значение слова ассортимент — что это
Допустим, зашли вы в магазин. Перед вами на витринах выставлены различные товары: на одном прилавке разложены рыбные и мясные консервы, на другом – разные виды хлебобулочных изделий, на третьем – разнообразные напитки и т. д.
То есть, каждый из представленных в магазине продуктов выложен в ассортименте, который основан на видовой принадлежности.
Вывод: ассортимент – это ряд однородных объектов, имеющих общую видовую принадлежность.
Он определяется конкретными количественными и качественными характеристиками. Условно делится на ассортиментные подгруппы.
Например, в колбасном отделе магазина товар разложен по таким подгруппам: отдельно сгруппирована вареная колбаса, отдельно – варено-копченая, отдельно – сырокопченая. Количество таких ассортиментных подгрупп называется шириной ассортимента.
Каждая из ассортиментных подгрупп имеет определенное количество наименований. Эта характеристика называется глубиной ассортимента.
Используем предыдущий пример: в магазине в колбасной подгруппе, допустим, представлено 10 наименований вареной колбасы, 12 – варено-копченой и 5 наименований сырокопченой. Эти численные показатели характеризуют глубину ассортимента.
Стоит упомянуть и о еще одной важной характеристике: высоте ассортимента. Она определяется средней ценой товара в одной ассортиментной подгруппе.
В нашем примере: высота ассортимента в подгруппе (средняя цена) вареной колбасы, допустим, составляет 220 рублей за кг, высота товарной линейки варено-копченой – 330 руб. / кг, сырокопченой – 450 руб. / кг.
Классификация (виды)
Ассортимент классифицируется в зависимости от различных признаков, объединяющих его объекты. Рассмотрим классификацию в сводной таблице:
Классификационные признаки | Виды ассортимента | Пояснение |
---|---|---|
местонахождение | производственный | набор различных видов продукции, производимых (выращиваемых) определенным предприятием (компанией) |
торговый | набор товаров, представленных к продаже | |
ассортимент услуг | набор услуг, представляемых потребителю | |
широта ассортимента | простой | характеризуется небольшим количеством подгрупп, например, магазин, торгующий только хлебобулочными изделиями |
сложный | в ассортименте – множество групп товаров (продукции, услуг). Например, супермаркет, где в продаже одежда, хозяйственные товары, продукты, алкоголь | |
групповой | ассортимент формируется по однородности функционального назначения, например, в магазине бытовой химии | |
марочный | характеризуется товарами одной марки, например, ассортимент автосалона «Toyota» | |
специализация | основной | формируется в зависимости от профиля производителя (продавца) |
сопутствующий | ассортимент не является основным для данного производства или магазина | |
смешанный | характеризуется товарными группами различного функционального назначения и разных ценовых диапазонов, например, сетевые супер- и гипермаркеты | |
степень соответствия потребностей целевой аудитории | рациональный | формируется для максимального удовлетворения потребностей конкретной целевой аудитории |
оптимальный | характеризует оптимальное соотношение удовлетворения потребностей потребителя и затрат производителя (продавца) на доведение данной продукции (товара) до потребителя |
Как формируется ассортимент
Цель любого бизнеса – это получение прибыли. Следовательно, формирование ассортимента, имеющего максимальную ликвидность – это основная задача маркетинговой группы промышленного или сельскохозяйственного предприятия, магазина, поставщика услуг.
Это значит, что ассортимент товара (продукции, услуг) должен соответствовать требованиям конечного потребителя в функциональном и ценовом аспекте.
Способы, применяемые для формирования ассортимента:
- пополнение – добавление товара (продукции, услуг), имеющего более высокий или более низкий ценовой диапазон к уже существующему ассортименту.
Для дальнейших пояснений возьмем наш пример с колбасным отделом: для удовлетворения потребностей малобюджетной группы покупателей маркетологом магазина было принято решение пополнить ассортимент вареной колбасой из субпродуктов по цене 110 руб. / кг (при существующей высоте товарной линейки в 220 руб. / кг);
- расширение – добавление товара (продукции, услуг), отсутствующего (или наличествующего в малой доле) у конкурентов. Например, расширение ассортимента диетической колбасой из крольчатины, которой нет в близлежащих магазинах;
- обновление – замена некоторых позиций, переставших пользоваться спросом у потребителей, на другие. Допустим, покупатели перестали брать сырокопченую колбасу определенного производителя. Маркетолог магазина принимает решение об обновлении ассортимента путем замены колбасы данного производителя на аналогичную другого колбасного цеха;
- распространение бренда (товарного знака) – присвоение новому виду продукции товарного знака, популярного у потребителей. Данный вид формирования ассортимента доступен производителям товара и поставщикам услуг.
Например, производитель популярного кетчупа выпускает сметанный соус оригинальной рецептуры под своей торговой маркой. Покупатель, доверяя производителю, охотно покупает новый вид его продукции;
- сокращение – удаление из линейки товара (продукции, услуг), не пользующихся спросом.
Хотите знать больше? Читайте наш блог!
Комментарии и отзывы (3)
С рыночной экономикой мы получили широкий ассортимент продовольственных товаров, но вот их качество оставляет желать лучшего. Понятно, что большая часть ассортимента рассчитана на людей с низким уровнем дохода, а поскольку таких людей большинство, вот и лежит на прилавке всякая дрянь, а качественной продукции очень мало.
Да сейчас не сказать, что ассортимент по цене удовлетворяет спрос. Взять, к примеру, яблоки, в магазине представлены несколько сортов этого фрукта, цены просто космические, хоть яблочки и выращены в России.
В прошлом году люди выбрасывали часть собственного урожая яблок на помойку, ибо девать было некуда, но в магазинах яблоки разных сортов по-прежнему стоили очень дорого и никто их особо не брал, вот такое моё наблюдение.
Денис: а это где такие цены? В России? Мне так кажется, что все нормально и с ценами, и с ассортиментом. Каждый год закладывают сотни тысяч гектаров высокоинтенсивных садов, вкладывая огромные деньги. Если бы не было сбыта, то в отрасль никто бы не вкладывался.
Ваш комментарий или отзыв