Что такое текст — определение, признаки, типы, смысл и основные составляющие, анализ текста

Обновлено 24 марта 2024 Просмотров: 157 508 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что это такое. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукопись

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Определение понятия Текст — что это

Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена, которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру.

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Ключевые признаки текста

Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.

Признаки

Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:

  1. Членимость. Текст делится как минимум на две единицы, будь то главы, абзацы, параграфы… Даже в самом скромном представлении он должен разбиваться хотя бы на 2 предложения – это и будут вычленяемые части.
  2. Информативность. Он всегда несет некую информацию читателю/ слушателю. Каждое новое предложение должно иметь рему (что-то новое для реципиента).
  3. Смысловая цельность. Текст должен восприниматься как единая лингвистическая единица. Чтобы достичь этой цели, необходимо наличие одной общей темы и общего замысла.

    Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.

  4. Завершенность. Заключается в полном воплощении основного замысла, в удачной передаче мысли автора, которая в идеале должна быть закончена.
  5. Ситуативность. Содержание соотносится с описываемой ситуацией – настоящей или придуманной. Восприятие реципиентом заключается в понимании этой ситуации. Зачастую автор может опустить часть деталей, полагаясь на то, что недостающие факты читатель / слушатель получит из окружающей реальности. Уровень понимания и восприятия при этом не должен страдать.
  6. Связность. Предложения, из которых строится текст, расположены в строгом порядке. При этом одни должны сочетаться друг с другом как смысловой, так и грамматической связью. Часто для проявления формальной связности употребляют повтор слов, указательные местоимения и союзы.

Какие бывают тексты (их классификация)

Чтобы ответить на вопрос, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.

Схема

По типу

Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:

  1. Повествование. Действие передается в развитии, обычно оно соотнесено с некоторой временной и пространственной канвой, то есть имеет довольно четко очерченный хронотоп.
  2. Описание. Заключается в характеристике человека, природы, любой другой статичной картины. Автор описывает виденное (или выдуманное) со всех сторон, обычно прибегая ко множеству деталей.
  3. Рассуждение. Являет собой изложение мыслей автора касательно ситуации, предмета, часто с философским оттенком.
Типы

Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.

К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…

Какие бывают тексты

Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.

Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).

Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:

  1. Художественные. Основная единица в художественной литературе, что и отражено в названии. В зависимости от задач писателя, сочетают признаки прочих стилей для описания реалистичной картины мира.
    Книги
  2. Официально-деловые. Применяются в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации – письменный, часто это документы.

    Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.

  3. Публицистические. Как правило, это тексты СМИ. Созданы для того, чтобы привлечь читателя / слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщить новости или другую актуальную информацию.

    Это живые, оригинальные, динамичные тексты.

  4. Научные. Как видно в названии – обслуживают науку на всех её уровнях. Чаще бывают в письменной форме из-за сложности, однако существуют и в устной интерпретации благодаря существованию специфических жанров – докладов, лекций.

    Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.

    В раздумьях
  5. Разговорные. Обычная форма – устная, так как это вариант обыденного общения, простого разговора. Однако ввиду роста популярности мессенджеров растет количество письменных разговорных текстов.

    Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).
Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта.
  7. Описание композиции.
  8. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи, диалоги…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.
Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Комментарии и отзывы (1)

Надежда

Тема, главная мысль... Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Наверное, такие «произведения» называются вода. Особенно подобные случаи встречала, когда читала переводы книг с английского на русский. Как можно выпускать книги, тратя бумагу и деньги, с невразумительными переводами?

Ваш комментарий или отзыв