Что такое Роялти — определение, виды, какой размер считает приемлемым, примеры роялти из франшизы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что такое роялти? В бизнесе слово встречается достаточно часто, а смысл его знают не все, или считают его специализированным термином, применяемым только к франчайзингу. Но на самом деле это не так.
Термин «роялти» известен ещё со средневековья. По-английски «royalty» означает королевский, или облеченный государственной властью.
Раньше термин использовался как юридический, и обозначал выплаты предпринимателей государству за право добывать полезные ископаемые или разрабатывать недра каким-то иным способом.
Сегодня слово приобрело более широкий смысл и часто используется в рекламе и в деловом общении, в бизнесе в целом.
Определение понятия роялти — что это
Роялти — это регулярное вознаграждение, уплачиваемое за использование определённых форм собственности, например, франшиз, природных ресурсов, как собственности материальной, или авторского права, так и собственности интеллектуальной.
Роялти могут выплачиваться в виде:
- процента от стоимости проданных товаров и услуг;
- процента от прибыли или дохода;
- регулярной фиксированной выплаты.
Роялти широко распространены во франчайзинге, где денежная компенсация взимается за торговую марку, логотип, слоганы, корпоративную музыку и другие знаки, по которым конечный покупатель может отличить компанию от конкурентов.
В экономике и земельном праве роялти — это рентная плата за право разработки природных ресурсов, вносимая предпринимателем собственнику земли или недр.
Если объяснять роялти простыми словами, то можно провести аналогию с арендной платой.
Вот несколько примеров:
- Меломан скачал любимые треки, или просто слушает их по радио. За каждое воспроизведение, или за скачивание трека с официального ресурса исполнитель получает роялти.
- Писатель написал роман, который издательство выпустило в продажу. За каждый проданный экземпляр книги писатель получает роялти – гонорар. В том случае, конечно, если между ним и издательством была заключена такая договорённость.
- Предприниматель решает открыть кафе определённого бренда. Он заключает договор на право использования бренда с головной компанией, проходит обучение в ней, и далее ведёт дела в кафе самостоятельно, регулярно уплачивая роялти.
Все описанное выше возможно только потому, что использование интеллектуальной собственности, защищённой авторскими правами, или любой другой лицензионной продукции, запрещено на законодательном уровне.
Роялти выплачивается за пользование франшизой, логотипами, творческими объектами, земельными участками, брендами, марками и многим другим.
Виды роялти
Существует несколько видов роялти, основное их различие – это сумма и методика расчета:
- Выплаты от оборота. Анализируется выручка предпринимателя, и определенная часть из неё выплачивается владельцам бренда. Способ, при котором собственник бренда осуществляет контроль предпринимательской деятельности, так как заинтересован в результате.
- Выплаты из прибыли. Процент владельцу начисляется исходя из наценки, установленной предпринимателем.
- Фиксированный платёж. Он зависит от масштабов деятельности предпринимателя, и не зависит от дохода. Так за один передвижной лоток с пирожками владелец бренда будет получать 1 тыс.руб., за два – 2 тыс.руб., а, допустим, за пирожковый ларёк — 5 тыс.руб.
- Встречаются и комбинированные варианты, когда за определённые позиции платится по обороту, и к этому добавляется фиксированный платёж за использование бренда.
Что означает роялти во франчайзинге
Начав свой бизнес под уже раскрученной маркой, то есть, работая по франшизе, предприниматель сможет пользоваться брендом, логотипом компании, иногда даже официальным сайтом, получать от компании другую поддержку.
Плата за это взимается в двух формах:
- В виде паушального взноса, или же стоимости франшизы. Плата вносится единовременно перед открытием представительства.
- В виде роялти. Это регулярный, обычно – ежемесячный, платёж, выплачиваемый не только за возможность использовать бренд, но и за многое другое, например:
- обучение;
- консультативную поддержку;
- рекламу;
- разработку головной компанией новых продуктов;
- аренду фирменного оборудования;
- и другое.
Просто и подробно о франшизе и её особенностях вы можете прочитать по приведенной ссылке.
Плюсы и минусы роялти при работе по франшизе
Для франчайзера (владельца бренда) в роялти действительно много плюсов.
Бренд раскручивается с небольшими затратами и не приходится лично открывать филиалы.
При этом можно даже не открывать представительство в регионах, всё в дистанционном режиме проделает франчайзи. При этом владелец бренда получает ещё и дополнительный доход, во многих случаях не зависящий от выручки.
Выгоду получает и франчайзи (арендатор бренда):
- он имеет право пользоваться известным брендом с большими ресурсами;
- не начинает свой бизнес с нуля, и не сталкивается с проблемами новичков, неизвестностью на рынке и недоверием потенциальных клиентов к незнакомцу;
- получает поддержку и работает по налаженному алгоритму, где все мелочи давно предусмотрены.
Часто перед стартом нового бизнеса в регионе франчайзер запускает рекламную кампанию, что ещё больше увеличивает возможности быстрого продвижения.
У роялти как формы работы с франшизами имеется и недостаток: если франчайзи работает плохо, проблемы возникают у всего бренда в целом. От появления некачественной продукции пострадает вся компания целиком. А контролировать работу франчайзи не так просто. Сложно и повлиять на его работу.
Минусы для самого франчайзи в том, что услуги компании могут жёстко навязываться, а регулирование становится слишком строгим. Цена за использование бренда может оказаться выше, чем его реальная ценность, что до начала работы сложно понять.
Поэтому в начале работы обе стороны стараются предусмотреть в контракте все мелочи.
Резюме
Роялти – это понятие, используемое достаточно широко при работе по франшизе, но имеющее и более общее толкование.
При покупке франшизы покупатель регулярно оплачивает возможность использования товарного бренда, логотипа. И получает поддержку, знания, ресурсы основной компании.
Комментарии и отзывы (4)
Вы употребляете английские слова, типа «royalty», «fantasy», «business» и прочие,
не зная точного их значения — НЕХОРОШО! К примеру, «royalty» в переводе на русский
язык означает не «королевский» (royal), а «член королевской семьи»! В типографской
лексике это слово = «авторский гонорар»! Говорите ПО-РУССКИ! Получается нелепо, и очень ГЛУПО ... или учите английский язык ЛУЧШЕ! А то, услышали слово «О-кеу», да
колечко из двух пальцев и пошло — поехало! показываете его правой рукой, а это не совсем верно — показывая «Ок» провой собеседник видит жест типа «ШО»! Американцы,
которые придумали этот знак преимущественно леворукие, и показывают его ЛЕВОЙ при
этом можно рассмотреть что-то похожее на «ОЕ», а «Е» вообразить как «К»! ЛЕВОЙ!!!
Интересное понятие, из всего узнанного сделаю вывод, что «роялти» это нечто приятное для человека, преподнесено пусть и в любом виде.
Я бы тоже получить хотела роялти в любом виде, но что-то его за всю жизнь так и не получала.
Екатерина: чтобы что-то получить, нужно что-то сделать или на что-то потратиться. Без вложений не будет и дивидендов.
Ваш комментарий или отзыв