Франчайзинг — цель и суть процесса, кому это выгодно и какие могут быть минусы у такой схемы организации бизнеса

10 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Франчайзинг – термин, ставший в последние годы достаточно популярным, однако что он точно обозначает, знают не все, и этому есть причины.

В российском законодательстве такие термины, как франшиза и франчайзинг, практически не употребляются.

Пазлы

Вместо них используется понятие «договор коммерческой концессии», его можно в первом приближении приравнять к «договору франшизы».

Франчайзинг — это...

Франчайзинг — это способ построения бизнеса, при котором владелец крупной и завоевавшей прочную репутацию на рынке компании, разрешает открывать небольшие фирмы под своим именем – брендом, товарным знаком.

А небольшие фирмы платят за это соответствующее вознаграждение.

Термин происходит от французского слова franchise, означающего привилегию, льготу.

Крупная компания, предоставляющая право пользования брендом, называется при этом франчайзером, а фирма, приобретающая такое разрешение – франчайзи.

Опрос

Весь франчайзинговый пакет, то есть, все права по организации такого бизнеса, называется франшизой (что это такое?).

Единовременный платёж или взнос за покупку франшизы называется паушальным взносом. Это не единственная выплата, которую делает фрачайзи. Он должен выплачивать еще и роялти — регулярный (ежемесячный) взнос за аренду товарного знака и бренда.

Роялти может рассчитываться по-разному: чаще всего, он выплачивается как процент от выручки, но может быть и фиксированным платежом. Размеры паушального взноса и роялти устанавливаются в договоре франшизы.

Паушальный взнос составляет 7 – 10% всех инвестиций в открывающееся предприятие. Иногда он отсутствует, но тогда франчайзи должен будет обязательно закупить у франчайзера оборудование или товар. Нередко регулярная закупка товара заменяет роялти.

Цели и суть франчайзинга

Более 70% договоров франшизы относятся к предприятиям розничной торговли, но имеются и другие интересные примеры такого способа ведения бизнеса. Например, в общественном питании, и даже в бизнесе, связанном с ИТ-разработками.

Пакет

Цель франчайзера – сделать своё предприятие ещё более прибыльным и успешным, делая для этого минимум вложений, а цель франчайзи — стать владельцем стабильно работающего бизнеса.

Покупая франшизу, начинающий бизнесмен приобретает и полностью готовую и опробованную схему ведения бизнеса, а также помощь и покровительство франчайзера на его же собственных условиях.

Так как у франчайзера есть «эталонное предприятие», покупая франшизу, предприниматель может обезопасить себя от множества рисков. А они непременно возникли бы, если бы франчайзи начинал своё дело с нуля.

История франчайзинга

Основателем такого способа ведения бизнеса является фабрика Singer (США), выпускающая швейные машинки. В 1853 году она заключила договор (что это?) с розничными торговцами, начавшими покупать и ремонтировать брендовые машинки в определённом регионе, перечисляя регулярную плату владельцам фабрики.

Используя отлично работающую бизнес-модель, Singer стала одной из самых крупных швейных корпораций. В начале прошлого века лидером франчайзинга стала знаменитая компания Coca-Cola. Её продукцию начали продавать частные предприниматели.

Определение

Как только заработала мощная телевизионная реклама, началось бурное развитие франчайзинговых сетей по всему миру. Сегодня стоимость франшизы такого известного бренда, как, например, Макдональдс, равна 45 тыс.долл.

Сколько стоит франшиза

При открытии своего дела, например, магазина, предприниматель должен:

  1. арендовать помещение;
  2. заказать дизайн проекты экстерьера (фасада и наружной витрины) и интерьера;
  3. купить оборудование и мебель; отремонтировать помещение;
  4. нанять персонал;
  5. позаботиться о рекламе.

При покупке франшизы список значительно сокращается, так как дизайн-проект предоставит франчайзер. Он же поможет с наймом персонала и рекламной компанией. Помощь будет оказана практически по всем пунктам.

В чём преимущества и недостатки франчайзинга

Существенное преимущество для всех сторон бизнеса – минимизация возможности его провала.

Из всех стартапов в течение первых 5 лет остаётся на плаву лишь 20%. А вот из тех молодых предприятий, что работают по системе франчайзинга, пятилетний рубеж преодолевают около 80%.

Что получает франчайзер?

  1. Прибыль увеличивается, а риск остаётся минимальным.
  2. Так как привлекается капитал, предприятие выходит на новый уровень бизнеса, в том числе и на международный;
  3. Предприятие, работающее по франшизе, отличается высоким уровнем эффективности (что это?), так как франчайзи, оставаясь владельцем собственного предприятия, заинтересован в получении максимальной прибыли.
  4. Экономия собственных ресурсов. Например, временных, трудовых.
Договор

Что получает франчайзи?

  1. Надежный и опробованный в деле бизнес.
  2. Быстрое и эффективное начало. Не приходится «раскручиваться с нуля — уже имеются заинтересованные клиенты.
  3. Результативное знакомство с деталями и тонкостями бизнеса и предпринимательства в целом.
  4. Использование опыта франчайзера, его методик, деловых контактов.

Что получает общество?

  1. Решается проблема занятости.
  2. Нормы ведения бизнеса поднимаются на более высокий уровень.
  3. Франчайзинг становится эффективной площадкой обучения ведению бизнеса.

У такого способа есть и недостаток, являющийся продолжением преимуществ. Франчайзер и франчайзи – взаимозависимы. Если начинающее предприятие перестанет соответствовать стандартам бренда, пострадает репутация, в том числе и франчайзера.

Справедливо и обратное. Если клиенты перестанут доверять франчайзеру, это негативно отразится на всех франчайзи.

Бизнес

Проблемами для франчайзера нередко становятся невыплаченные вовремя роялти, а также то, что контролирование точек, имеющих франшизу, приходится иногда на большом расстоянии. Иногда готовность помочь в предпринимательстве может вступать в противоречие с сохранением секретов мастерства.

Франчайзи может ожидать недостаточная поддержка, необходимость следовать строгим правилам ведения бизнеса; невозможностью закрыть предприятие без значительных издержек, прописанных в договоре.

Выводы

Франчайзинг даёт преимущества обеим сторонам.

Чтобы бизнес был как можно более эффективным, франшиза должна быть хорошо продумана, а её эффективность устраивала бы обе стороны. Только тогда доход франчайзера и франчайзи будет стабильным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье