Что такое коносамент — определение и зачем он нужен

Обновлено 9 февраля 2024 Просмотров: 190 668 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Сегодня мы рассмотрим термин, часто используемый в торговле, когда груз доставляется морскими перевозками.

Речь пойдет про коносамент — что это за документ, зачем он нужен, каков алгоритм оформления и какие разновидности коносаментов встречаются.

Груз

Определение термина коносамент — что это

Коносамент – это специфический вид ценной бумаги, используемой во внешней торговле.

Документ выдаётся владельцу груза перевозчиком, уже после доставки груза по назначению.

Этим документом удостоверяется право собственности, он является товарораспорядительным.

Ранее коносамент (Bill of Lading) применялся при перевозках на морских линиях, и только. Но сейчас он также используется при речных и модальных, то есть, осуществляемых несколькими видами транспорта.

Перевозчик груза выдаёт коносамент лично в руки владельцу. Ценная бумага подтверждает обязанность перевозчика выполнить транспортировку груза согласно оформленному договору. Так же, как уже было сказано, в бумаге говорится о праве собственности.

Документ оформляется и подписывается экспортёром, и передаётся перевозчику – транспортной компании.

Определение
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Она либо полностью подтверждает его содержание, и сам факт получения определённого груза в указанном количестве, или дополняет оговорками, касающимися повреждений груза, если они имеют место.

На обратной стороне документа указываются условия, которые должен соблюдать перевозчик, а также срок доставки данного груза.

Коносамент известен с XIV века, и использовался в Испанском флоте. Владельцы судов должны были обязательно описывать грузы на борту. Коносамент выдавал капитан судна торговцам и купцам, он являлся необоротной распиской, если торговцы сами не принимали участия в плавании.

Коносамент — бумага, выдаваемая на любой груз независимо, занимает ли он всё транспортное средство полностью, или только его отдельную часть.

Правила составления документа разработаны в Гааге и Гамбурге, и различаются, иногда существенно, на каждой морской линии.

Но по своей сути все они – разновидности линейного коносамента BIMCO, самой крупной международной неправительственной организации, занимающейся вопросами морской судоходной политики.

Коносамент составляется уже после того, как стороны подписали договор о транспортировке. В нём по пунктам указывается, в каком именно состоянии находится груз на данный момент, описывается состав и характеристики.

Указывается стоимость: это важно, так как при повреждении части груза именно перевозчик будет вынужден возмещать ущерб.

Для чего нужен коносамент

Коносамент — это, простыми словами, расписка перевозчика, что он получил (принял) товар, и тот будет транспортироваться.

В расписку входит и визуальная оценка товара. Он является подтверждением договора о перевозке, подтверждением права собственности, а в некоторых случаях — обеспечением кредита.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Если во время транспортировки будут нарушены условия транспортировки груза, владелец, получатель, или оба сразу, должны будут обратиться в суд, чтобы отстаивать свои закреплённые права.

Как работать с документом

Для работы с коносаментом существует определённый алгоритм.

  1. Отправитель составляет погрузочный ордер, в нём указываются сведения о получателе и о свойствах товара.
  2. Выполняется погрузка на судно, после чего составляется штурманская расписка, она обменивается на коносамент сразу после выхода судна с товаром из порта.
  3. В месте назначения получатель груза предъявляет свой экземпляр бумаги, и после этого ему выдаётся его товар.

Виды коносаментов

  1. Именной — содержит имя получателя груза и точный адрес доставки.
  2. Ордерный — в нём содержится передаточная надпись, это значит, что права на данный груз могут передаваться третьему лицу. Это классический вид документа.
  3. Передаточная надпись, где говорится, что право на груз действительно передано, называется индоссаментом. Подействовать право может не один раз. Число таких передач законом не регламентируется.
  4. На предъявителя. В документе нет передаточной надписи, его можно передать.
  5. На предъявителя и ордерный — оборотные коносаменты. Допускается, что право собственности не один раз может передаваться от одного владельца другому.

По типу транспортировки коносаменты делятся на фрахтовые и линейные, или же на чартерные и рейсовые.

Рейсовые документы используются на судах, следующих по морскому пути по определённому расписанию, а чартерные оформляются при разовых – нерегулярных маршрутах.

Береговой выдаётся на берегу, а бортовой тогда, когда груз уже погружен на судно.

Документ

Если транспортировка груза производится морским транспортом и только, такой коносамент считается прямым. Если же в доставке участвует и другой вид транспорта, как правило – наземный, коносамент называется сквозным.

Допустим, при осмотре перед выходом из порта, перевозчик обнаруживает определенные повреждения. Тогда выписывается коносамент с определёнными допущениями, он называется нечистым. Если груз в полном порядке, по мнению перевозчика, коносамент считается чистым.

Правила заполнения

Коносамент составляется с соблюдением определённых юридических тонкостей, все они изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ.

Так как документ подтверждает договор, в нём называется место приёмки груза, сведения о судне.

Неточности в документе исключаются, но можно оставить незаполненные строки, если они для конкретной транспортировки не важны.

У каждого документа имеется свой номер для идентификации.

Заполнение
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Если перевозка короткая и занимает минимум времени, а в коносаменте указан получатель, может использоваться упрощённая схема, так называемый – телекс-релиз.

Это сообщение из места отгрузки в место выгрузки. В нём указывается, что оригиналы документа сданы. Это значит, что товар может выдаваться получателю без предъявления оригинального. Такая схема упрощает операции, так как оригиналы не приходится передавать из рук в руки.

Коносамент – документ, у которого практически нет аналогов. Наиболее приближены к нему ж/д накладная в железнодорожных перевозках и CMR (транспортная накладная) в автомобильных перевозках.

Общее у них то, что документы выписываются перевозчиком, и в них указываются сведения о характеристиках груза, получателе и отправителе. Отличие же в том, что они не товарораспорядительные документы, а вот коносамент – именно такой документ.

Комментарии и отзывы (2)

Елизавета

Сейчас, в период расцвета юриспруденции такие документы особенно важны. Если коносамента нет, или он неправильно заполнен, получатель может остаться без груза, а перевозчик без оплаты.

Павел

Я бы на месте перевозчика страховал бы вверенные ему грузы, а то ведь в море и даже на реке много чего произойти может, а так, когда груз застрахован, то и убытков для перевозчика меньше, тем более, что стоимость страховки может быть спрятана внутри платы за перевозку.

Ваш комментарий или отзыв