Что такое пиар (PR) — определение, принципы, виды, типы, функции и инструменты пиар-технлогий

Обновлено 23 мая 2024 Просмотров: 136 905 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Пиар, или Public Relations (PR — произносится аббревиатура как раз как «пи-ар»), технология, известная давно, но само определение ввёл в общее употребление Томас Джефферсон, третий президент США.

Public Relations

Пиар можно охарактеризовать как комплекс технологий, формирующих позитивный имидж предприятия, компании, отдельной личности или продукта.

Определение понятия пиар — что это

PR (public relations — в переводе означает «связи с общественностью») или ПиАр— это управление взаимоотношениями между компанией/персоной и общественностью. Главная задача пиара — создать положительный имидж организации или ее продуктам, чтобы привлечь аудиторию и достичь бизнес-целей.

PR (Public Relations) специалист — это профессионал в области связей с общественностью, который выполняет функции продвижения бренда или компании на рынке. Он разрабатывает стратегию коммуникаций, планирует и проводит пресс-конференции, ивенты, конференции, создает контент для СМИ и соцсетей.

Если рассматривать PR шире, его можно считать прикладной наукой, изучающей способы построения позитивных и конструктивных отношений с окружающим миром.

В сфере бизнеса пиар — это запланированный набор усилий для того, чтобы создать гармоничные отношения с общественностью. Если термин PR понимать буквально, он означает связь с общественностью, публичные отношения.

Определение

Пиар — это инструмент, позволяющий манипулировать мнением общественности и изменять его в выгодную сторону.

То есть, в общем случае можно создавать собственный положительный имидж, или же использовать этот инструмент для создания имиджа кого-то другого, в этом случае — как положительного, так и отрицательного.

Основные принципы пиара

Маркетинг широко использует сам пиар, и применяет несколько десятков трактовок этого определения.

Но в любом случае цель пиара однаналаживание коммуникаций компании (или отдельной персоны) и его целевой аудитории. Коммуникационный канал должен быть двухсторонним.

Для этого ищутся точки соприкосновения с целевой аудиторией, предпринимаются попытки достичь взаимопонимания. Принцип пиара — информирование (чаще, в положительном ключе) аудитории.

Цели

Для подстройки к аудитории используются известные психологические закономерности. Опытный пиарщик не будет использовать приёмы, эффективность которых не доказана.

Принципы пиара:

  1. открытость информации для всех, но только правильной информации. Компанию или персону должна узнавать аудитория, а для этого ей преподносятся наиболее «правильные» сведения в нужном объёме, чаще всего такой объём дозирован.
  2. этичность. Белый пиар — это не выдавание желаемого за действительное, и ни в коем случае не обман. Если целевая аудитория обнаружит недостоверность информации, бренд , компания или медиаперсона мгновенно лишится доверия.
  3. услуги специалистов. Пиар-технологиями занимаются профессионалы — аналитики, маркетологи . И результат зависит от профессионализма и слаженности действий команды.

Эти принципы должны соблюдаться, но происходит это далеко не всегда, и наряду с белым PR используются и другие его разновидности: пиар может быть не только белым. Принцип открытости на практике соблюдается не более чем в 70 % случаев.

Например, компания долго и с удовольствием перечисляет свои успехи, но молчит про недальновидные решения. Сами пиарщики утверждают, что манипулирование общественным сознанием недопустимо, однако свою позицию, далеко не всегда объективную, стараются навязать.

Особенности PR-технологий

Иногда пиар сравнивается с маркетингом или рекламной кампанией. Однако различий у понятий намного больше, чем сходства.

Реклама — это форма коммуникации. Она должна вызвать нужные впечатления и ассоциации, то есть тактический инструмент.

А пиар — это стратегия, запускающаяся на перспективу. Это коммуникативная активность, укрепляющая имидж.

Результат рекламы виден в короткий срок, её технологии обозначены. Пиар — это творчество, воздействующее на подсознательном уровне.

Особенности

Если сравнивать PR и маркетинг, то у первого более широкая аудитория. Маркетологи работают с более узкой ЦА. Измеримость результата тоже разная.

Эффективность маркетинга определяется по увеличению продаж, а эффективность пиар-компании сложно оценить в короткий срок. Для пиарщиков экономические показатели важны, но не всегда находятся на первом месте.

PR и его направления

Связи с общественностью делятся на несколько типов:

  1. отношения со СМИ;
  2. с инвесторами;
  3. с правительством. У такого пиара отдельное название Government relations, GR. Компания или бренд представляется правительству как социально ответственная, соблюдающая правила добросовестной конкуренции и охраны труда;
  4. с клиентами и обществом.

Технологии и инструменты пиара

Пресс-релиз выпускается при каждом значимом событии в компании. В СМИ рассылается сообщение о том, что в компании произошло событие, которое может быть интересно общественности. Материал либо содержит только набор фактов, либо в нём содержится встроенное сообщение, которое компания хочет донести до широкой аудитории.

Питчи — короткие встречи с репортёрами, на которых пиарщик сообщает что-то интересное для аудитории.

Мероприятия с интерактивом, привлекающие СМИ и общественность.

Исследования общественных настроений и рынка позволяют понять отношение общественности к компании в текущий момент. Предложение такого исследования в рамках отрасли — хороший способ создать новый контент и инфоповод.

Активности в сети — ведение блогов, корпоративных и личных, а также ведение колонки на солидной внешней платформе. Заметки и статьи — удобный способ донесения информации. В социальных сетях действует способ обмена новостями и обновлениями, а также реагирование на негативные комментарии в сетях.

Цветовая дифференциация пиара

  1. Белый PR использует легальные способы создания имиджа, выставляя компанию в более выгодном свете. Руководствуется общепринятыми нормами этики ;
  2. Чёрный − противоположность белому, создающая негативный образ компании с использованием подставных негативных отзывов или компромата;
  3. Жёлтый − скандалы и раздутые сенсации, вызывающих сильные эмоции;
  4. Серый — непроверенная информация, которая далеко не всегда оказывается ложной;
  5. Коричневый — агрессивный и безапелляционный.
Виды

Вирусный — передающийся автономно, из одного источника — в другой, третий и так далее. Пиарщики создают только инфоповод, а дальше он разносится самостоятельно.

Комментарии и отзывы (2)

Владимир

Наверно для хорошего пиара нужен нетривиальный материал, ведь никому не будет интересно читать, что на какой-то ферме увеличились надои молока, ну может кроме потенциальных инвесторов. Кстати, мне трудно вспомнить хоть одну компанию, которую бы успешно продвигали в информационном поле, раз не могу вспомнить, значит пиарщики, в моем случае, цели не достигли.

Денис

А как по мне, PR — самый простой способ заявить о себе, даже если ты ничего из себя не представляешь. Очень часто бывает, что за PR нет никакого реального наполнения. Были бы деньги, а уж нарисовать себе можно какой угодно образ!

Ваш комментарий или отзыв