Что такое педагогика — определение, функции и задачи, методы обучения и категории педагогики

Обновлено 29 марта 2024 Просмотров: 92 379 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «педагогика» имеет древнегреческие корни и буквально переводится, как «детовождение».

Интересно, что педагогом в Древней Греции называли рабов, которые следили за детьми.

Яблоко, книга, очки

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому использовать их можно было только в качестве наблюдающего за ребенком (водить в школу, следить за выполнением заданий и т.д.)

Определение понятия Педагогика — что это

Педагогика, как наука вышла из недр философии примерно в 17 веке, благодаря мыслителям того времени Ф.Бекону и Я.Коменскому.

В настоящее время это научное направление, занимающееся воспитанием и обучением человека. Она имеет множество отраслей и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности через ее воспитание и обучение.

Объект этой науки – условия, способствующие развитию индивида в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс образования человека.

В каких контекстах может использоваться слово «педагогика»:

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. область научного исследования в сфере воспитания и развития;
  3. квалификация, связанная с образованием детей;
  4. учебный предмет в рамках профессионального образования;
  5. мастерство личности, разбирающейся в тонкостях обучающего процесса.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитическая:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий воспитательного процесса;
    2. анализирование и трактование деятельности педагога.
  2. Прогностическая:
    1. построение цели и планов развития воспитательной системы;
    2. эффективное управление обучающим процессом.
  3. Проективно-конструктивная:
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методов;
    2. внедрение их в практику;
    3. образовательный процесс посредством научно-методических приемов.

Задачи педагогики

Согласно профессору В.В.Кумарину педагогика – это наука, целью которой является решение таких задач:

  1. Воспитание индивида – выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

    С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте, дружбе и т.д. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими.

    Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

  2. Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию.
    Дети
  3. Выявление потребностей общества в том или ином виде обучения в конкретный момент (например, интересы детей 90-х годов явно отличаются от интересов современных детей).
  4. Создание условий, отвечающих имеющимся потребностям отдельного индивида и целого общества, с целью гармоничного развития, воспитания и образования.

Методы обучения

Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения:

  1. Словесный – обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени.
    Чтение книги

    Сюда входят односторонние формы метода – рассказ и лекции (учитель говорит, слушающие молчат) и активные – беседа и дискуссия (диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме).

    Также к словесному методу относится самостоятельная работа с книгами, что развивает память, мышление и внимание обучаемого.

  2. Практический – активная работа учащихся с целью обретения навыка. К этому методу относятся:
    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные и практические задания посредством какого-либо оборудования;
    3. дидактические игры – обучение в процессе моделирования исследуемого явления.
  3. Наглядный – восприятие материала осуществляется посредством органов чувств (слух, зрение и т.д.), что обеспечивает успешную ассимиляцию информации. Наглядные методы делятся на:
    1. иллюстрации (картинки, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, наглядные опыты, эксперименты).
  4. Эвристический метод – сводится к открытым вопросам со стороны педагога для того, чтобы ученики в свободной форме искали правильный ответ, развивая, таким образом, свое мышление. Это могут быть конкурсы, творческие викторины, олимпиады, интерактивные игры.
  5. Проблемный метод немного схож с эвристическим. Его суть – это моделирование проблемной ситуации или задачи, которую обучаемые должны решить самостоятельно. Поиск решения активизирует мыслительный процесс, что приводит к таким результатам:
    1. ученик учится самостоятельному исследованию и решению проблемы;
    2. овладевает навыками анализа и компоновки информации;
    3. развиваются его творческие способности.
  6. Исследовательский – педагог не дает никаких знаний о проблеме. Ученики изучают ее самостоятельно, собирают о ней информацию, формируют гипотезы и проверяют их.
  7. Репродуктивный – учитель объясняет материал и принципы работы с ним (например, показывает, как решается задача) и просит повторить. Самостоятельное выполнение одних и тех же действий способствует усвоению знаний.
  8. Наиболее экономный метод, который использует педагогика – объяснительно-иллюстративный. Он объединяет устное преподнесение информации и ее демонстрацию наглядными средствами (учитель показывает на плакате буквы и называет их «по именам»).

    Этот метод чаще всего используется в процессе образования детей детсадовского и младшего школьного возраста.

Основные категории педагогики

Основные категории педагогики представляют собой понятия, на которых базируется данная наука:

  1. Воспитание – процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, способов поведения, умений и навыков у последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и т.д.
  2. Образование – это понятие может трактоваться двумя способами:
    1. обучающий и воспитывающий процесс (вы изучаете математику);
    2. результат обучающего и воспитывающего процесса (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).
      Математика
  3. Развитие – растянутый во времени процесс качественных и количественных изменений личности, приобретение новых и совершенствование старых навыков.
  4. Обучение – это процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение совокупности знаний, ценностей, установок и умений у последнего.

    Основная функция обучения – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

  5. Формированиеразвитие индивида под влиянием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, позитивными и негативными.

    Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет стихийный, негативный опыт формирования.

    А если он 3 раза в неделю посещает музыкальную школу, то приобретенный навык игры на фортепиано будет получен в рамках специально организованного, положительного процесса.
  6. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, целью которой является воспитание, обучение и образование.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Юрий

Как я понял, учителей много, а вот с педагогами беда. Даже в советской школе ничего такого, что перечислено в статье, учителя и близко не давали, всё было сухо, строго по учебнику, не пытались учителя заинтересовать своим предметом, объяснили материал и хватит. Сейчас может что и изменилось, тут ведь от образовательных стандартов многое зависит и от личных качеств преподавателя.

Валерия

Педагогика, как и любая другая наука должна постоянно развиваться и соответствовать веяниям времени. В современном мире информация постоянно устаревает и эта сфера не успевает реагировать. Среди всех возможных методов обучения часто применяется только словесный, что делает процесс малоэффективным, не связывает полученные знания с внешним миром. Это ведет к их обесцениванию в глазах учащихся.

Ваш комментарий или отзыв