Что такое обучение — определение, принципы, функции, основные характеристики, методы обучения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы учимся всю свою сознательную жизнь. Основой обучения являются знания, умения и навыки – все это цели, на которые направлен процесс человеческой деятельности.
Этот процесс имеет свои законы, принципы, условия, которые необходимо знать, чтобы повысить его эффективность.
Определение — что такое обучение
До начала XX века это понятие отождествлялось лишь с преподавательской деятельностью и означало односторонний процесс передачи знаний и опыта от преподавателя ученику. Позднее в педагогике обучением стали называть совместную деятельность, двусторонний процесс, включающий в себя как преподавание, так и усвоение материала.
Таким образом, обучение – это совместная, слаженная активность ученика и учителя, направленная на усвоение и развитие обучающимися индивидами знаний, навыков, способностей и умений.
Процесс рассматривается как:
- передача информации, овладевание навыками и умениями;
- организация деятельности обучающихся;
- прямое взаимодействие учителя и ученика;
- совместная творческая активность и сотрудничество.
Основные принципы процесса обучения
Обучение строится на нескольких принципах, отсутствие которых может снизить эффективность процесса:
- принцип научности – передача информации, содержащей элементы фантастики, исказит мировоззрение и создаст тем самым вероятные трудности в дальнейшей жизнедеятельности человека. Например, если на уроке физики рассказывать детям, что гравитации не существует, последствия могут быть весьма плачевными;
- принцип доступности – знания должны соответствовать психическому уровню развития учеников, предоставляться в полном объеме;
- принцип взаимосвязи жизни и обучения (зачем коту знать, как работает перфоратор?);
- систематичность и последовательность – одни знания должны вытекать из других. В противном случае, обучающийся не сможет сформировать полную, связную картину (при варке супа сначала в кастрюлю наливается вода, а не сыпется свежая зелень);
- принцип прочности – знания должны быть усвоены надолго, становясь частью личности и проявляясь в ее поведении. Для этого необходима мотивация со стороны последней, ее активная деятельность в самом процессе;
- наглядность процесса – материал должен предоставляться во всех возможных формах (мало объяснить ученикам, как делается табурет, трудовик должен показать это на деле). Чем больше органов чувств задействовано, тем эффективнее обучающий процесс;
- учет ученических особенностей – информация должна соответствовать возрасту ученика, его индивидуальным способностям и особенностям (умственно-отсталые дети учатся в коррекционных классах).
Методы и приемы обучения
Метод – это специально организованный способ обучения, содержащий определенный инструментарий и теорию.
Разработкой методологии занимается методист – специалист в конкретном предмете изучения, координирующий работу преподавателя.
Прием – это специальный подход конкретного метода.
Работая в рамках одного и того же метода, преподаватель может использовать различные приемы, подбирая те, что лучше усваиваются конкретной группой или индивидом, увеличивая тем самым эффективность обучения.
Чтобы яснее понять, что такое обучение, необходимо ознакомиться с его методологией. Существует множество классификаций методов обучения, но в современной науке выделяют лишь одну из них. Согласно ей, все методы можно разделить на:
- Словесные – знания и навыки передаются посредством речи через:
- рассказ (короткое изложение);
- беседа (диалог учителя с учеником в форме вопрос-ответ);
- лекция (полное изложение теории, законов, фактов и аргументов);
- дискуссия (обмен взглядами на определенную тему);
- объяснение (истолкование материала).
- Наглядные – подача информации с помощью речи, а также различных пособий и средств. Все методы этого типа делятся на две подгруппы:
- демонстрационные (кинофильмы, приборы, опытные работы);
- иллюстрирующие (плакаты, таблички, графики, зарисовки и т.д.).
- Практические методы – это собственно общая практика преподающего и обучающихся, вследствие чего последние овладевают определенными навыками и умениями.
Например, на уроках труда в младших классах девочки учатся варить борщ. Ученицы проходят весь процесс приготовления по этапам под наблюдением учителя, во взаимодействии с ним.
Практические методы условно делят на:
- упражнения – многократные повторения одного и того же действия с целью доведения его до автоматизма. Чтобы ребенок научился искусно варить борщ, процесс приготовления нужно повторить много раз. После этого присутствие и направляющие подсказки преподавателя отпадают за ненужностью;
- лабораторные работы – исследование учениками каких-либо феноменов среды с использованием специальных средств и оборудования (опыты на уроке химии);
- практика – применение полученной информации, превращение ее в навыки и умения. Как правило, практическая работа предлагается обучающимся после предоставления определенного объема знаний.
Функции и основные характеристики обучения
Обучение как процесс имеет три функции:
- Образовательная заключается в передаче знаний, навыков и умений ученику, чтобы последний в дальнейшем мог использовать их на практике.
Научные знания содержат в себе представления о мире, его законах и причинно-следственных связях, понятия, теории и факты. Индивид должен иметь полную, завершенную картину окружающей среды и знать, как с ней взаимодействовать.
Данная функция «призвана» адаптировать человека к жизни в широком значении этого слова. Ее конечная цель – приобретение учеником осознанных умений, доведенных до автоматизма.
- Воспитательная – формирование у обучаемого определенных взглядов, отношений, личностных особенностей, морально-нравственных ценностей, норм и требований посредством специальных методик, а также общения между сторонами процесса.
Обучение невозможно без воспитания, которое осуществляется согласно поставленным задачам. Последние могут меняться вместе с развитием общества.
Важный аспект данной функции – формирование и развитие у индивидов мотивационной сферы. Это будет определять успешность процесса обучения (ребенок, который не хочет учиться в школе, точно не будет иметь высоких оценок).
- Развивающая функция вытекает из воспитательной. Правильно организованное обучение в процессе взаимодействия двух сторон (учитель, ученик) направлено на всестороннее развитие личности, ее психических процессов и познавательной деятельности.
Комментарии и отзывы (2)
Нередко обучение ограничивается передачей информации, причем вырванной из контекста, не имеющей связи с реальностью. Потому такие знания не закрепляются в памяти, сводя на нет эффективность всего процесса.
Сейчас такие задачки задают ученикам начальной школы, что и не каждый взрослый решит. Вообще же, на мой взгляд, образованию не хватает элемента шоу, ведь как здорово бы дети усваивали материал, если бы он преподносился в научно-популярном формате, главное ведь заинтересовать ребят, привить им любовь к науке и поиску истины.
Кстати, в абсолютной пустоте гравитации не существует, так что, это не фантастика.
Ваш комментарий или отзыв