Что такое Дидактика — определение, задачи, понятия и категории, объект и предмет дидактики

Обновлено 29 марта 2024 Просмотров: 64 482 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Педагогика – это наука об обучении и воспитании.

Внутри нее выделяют несколько отраслей, среди которых одну из самых важных ролей играет дидактика.

Дидактика

Сегодня поговорим об этом разделе в теории образования, о его объекте, предмете, задачах и категориях.

Определение понятия Дидактика — что это

Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:

Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека. Дидактика раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос), что, в свою очередь, переводится как «поучающий». Но возник он не в античности, а значительно позже.

Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».

Вольфганг Ратке

Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.

Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной:

дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.

Воспитательница

С объяснением лексемы всё более-менее унифицировано. А вот на основной вопрос дидактики есть три доминирующих взгляда:

  1. «В чем суть обучения и воспитания?» (Вендеровская)
  2. «Как протекает мышление ученика в процессе изучения предмета?» (Вильман)
  3. «Чему и как учить?» (Гребенев)

Каждое из этих мнений имеет право на существование и лоббируется уважаемыми группами педагогов.

Объект и предмет изучения

В целом объектом дидактики может быть названо обучение. Но ситуация усложняется сложной структурой этого раздела педагогики.

«Частные дидактики» как составляющие единой теории имеют собственные объекты.

К примеру, для методики преподавания физики объектом будет обучение этому предмету. Для методики передачи знаний в высшей школе – обучение студентов.

Кафедра

Предмет дидактики – это связь и взаимодействие между передачей и получением знаний, то есть между преподаванием (лицо – учитель) и изучением (лицо – ученик).

Функции и задачи дидактики в педагогике

Ключевых функций дидактической науки две:

  1. Теоретическая. Предусматривает обоснование, систематизацию и обобщение педагогического опыта, закономерностей, механизмов развития личности в процессе обучения. Другие названия функции – прогностическая и диагностическая.
  2. Практическая. Подразумевает разработку проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения в соответствии к поставленным дидактическим целям. Иногда её называют нормативной или инструментальной.

На практике эти функции взаимосвязаны.

Проект

Говоря о задачах дидактики, нужно затронуть этот вопрос с точки зрения синхронии и диахронии. На протяжении всей истории отрасли перед ней стояли такие цели:

  1. Определить содержание образования новых поколений.
  2. Найти наиболее эффективные пути передачи полезных знаний, умений и навыков.
  3. Раскрыть закономерности этого процесса.

Для современной дидактики, помимо названных феноменообразующих, актуальны такие задачи:

  1. Обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, определить пути и методы развития самостоятельности в познании, активности, инициативы учеников.
  2. Выделить критерии отбора содержания образования в связи со значительной перегрузкой учебных программ (и, соответственно, учебников) слишком сложным и второстепенным материалом.
Документы
  1. Изучить функции и структуру методов и форм обучения.
  2. Отследить межпредметные и внутрипредметные связи с целью актуализации опорных знаний и их систематизации.
  3. Обеспечить баланс социальных и личностных целей в процессе обучения.
  4. Разработать новые технологии обучения.

Вот что такое дидактика XXI века. Её опоры – личность, самостоятельность и технологический прогресс.

Категории дидактики

Основные категории дидактики строго ограничены перечнем:

  1. Обучение. Взаимодействие преподавателя и ученика для достижения конкретной цели.
  2. Образование. Развитие личности в аспекте интеллекта и культуры с помощью обучения.
  3. Преподавание. Деятельность педагога, организованная и направленная на достижение поставленной цели.
  4. Учение. Самостоятельная деятельность ученика, направленная на получение знаний с использованием материала, полученного от педагогов.
    Ребенок
  5. Знание. Теория, полученная в ходе обучения. Включает итоги мыслительной деятельности, идеи, заключения, которые ученик получил в результате обучения.
  6. Умение. Использование знаний на практике, владение методикой в науке или профессии.
  7. Навык. Отработанное умение, прошедшее закрепление в практических условиях.
  8. Цель. То, к чему стремится система обучения. Цель определяет структуру обучения.
    Флаг
  9. Содержание. То, чему необходимо обучить учащегося согласно дидактике.
  10. Организация. Системное построение процесса обучения и воспитания.
  11. Форма. Способ организации педагогического процесса, учитывающий специфические характеристики конкретной ситуации.
  12. Метод. Способ решения задач в ходе обучения для достижения основной цели.
  13. Средство. Объект, используемый в ходе обучения. Речь идет не только о физических средствах вроде учебников или оборудования, но и о личных навыках преподавателя.
    Лаборатория
  14. Результат. Уровень, достигнутый на пути к установленной цели.

Итак, мы определили место дидактики в педагогике, её определение, объект, предмет, функции, задачи и основные категории. Более подробно стоит читать в трудах самих педагогов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Федор

И какая цель дидактики в сегодняшней средней школе? Многие эксперты сходятся во мнении, что сегодняшняя школа даёт не знания, а натаскивает на итоговый экзамен, ну ещё учит детей быть грамотными потребителями.

Дмитрий

Извините, но у нас капитализм. Образцом этого строя считают США, а там образование именно такое — вырастить тупого потребителя. Мы, конечно же, отстоем в этом плане, но политический строй обязывает, ибо капитализм без роста потребления не жизнеспособен.

Николай

Не согласен с Дмитрием, в США великолепное образование, как среднее, так и высшее, самое большое число Нобелевских лауреатов представляют именно эту страну.

Дмитрий

Николай: в США прямо сейчас идут разговоры об отмене математики в школе, ибо это дискриминирует меньшинства, не сильно в ней успевающие. А что после этого будет?

Нобелевки получали те, кто в основном получал образование не в США (эмигранты в первом поколении), либо делал еще до того, как его начали разваливать (лет сорок-пятьдесят назад), чтобы сформировать безмозглое общество потребления.

Егор

Не зря же люди педагогические ВУЗы заканчивают, ведь учить тоже надо уметь. Так что, дидактика весьма полезная наука.

Ваш комментарий или отзыв