Что такое дискуссия — определение, назначение, виды и методы ведения дискуссии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Известная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений». Она довольно близко отражает суть слова «дискуссия» – синонима к словам диспут или полемика.
Но в отличие от них, это наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения. Узнаем подробнее, что такое дискуссия, каковы её характерные черты и области применения.
Определение — что такое дискуссия
Дискуссия – это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь компромиссного решения. Произошло от слова discussio, употребляющегося в латинском языке в значении «рассмотрение», «исследование».
В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:
Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.
Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.
В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.
Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.
Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.
Характерные черты публичной дискуссии
Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.
Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.
Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:
- место и время мероприятия обговариваются заранее;
- в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
- аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами;
- общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
- обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
- при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.
Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.
Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.
Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.
Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.
Дискуссия как инструмент педагогики
В педагогике дискуссия рассматривается как одна из форм образовательной деятельности, побуждающая к развитию осмысленного мышления и проявлению инициативы обучающихся.
Представляет собой равноправное обсуждение педагогом и учениками прочитанных книг, последствий тех или иных исторических событий, проблем различного характера, ситуации в школе. Результатом совместных обсуждений является лучшее понимание учебного материала и новый взгляд на изучаемые или происходящие события.
Учебная дискуссия строится на равноправном сотрудничестве обучающихся и преподавателя с целью углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения.
Для педагога важен «конечный результат» дискуссии как формы обучения – сформировать высокую культуры общения обучающихся и побудить их к поиску альтернативных вариантов решения проблем и выхода из сложных ситуаций.
Краткое резюме
Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.
Часто в городах создаются специальные дискуссионные клубы, где каждый желающий, имеющий определённую точку зрения на какую-либо проблему или ситуацию, может прийти, высказаться и узнать мнения других людей.
Проводить дискуссии полезно, особенно для подрастающего поколения. Вот почему эта форма обучения набирает всё большую популярность в педагогике.
Комментарии и отзывы (2)
Дискуссия конечно вещь хорошая, но нельзя же всё время только дискутировать, нужно ведь и какие-то действия предпринимать. В любом случае, одним красноречием ничего доказать невозможно, необходимо ещё и опытным путем подтверждать свою правоту.
В дискуссии важно не только уметь грамотно и корректно озвучивать собственные мысли, но и слушать собеседника. Часто можно наблюдать противоположное явление. Тогда ни о каком достижении истины речь не идет, каждый оратор просто пытается самоутвердиться и навязать свою точку зрения.
Дискуссия действительно могла бы стать отличным инструментом в педагогике, но большинство учителей вообще не приемлют равноправного обсуждения.
Ваш комментарий или отзыв