Педагогическая технология: понятие и классификация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ежедневно мы работаем, учимся, готовим обед, стираем, занимаемся фитнесом, боксом, вышиванием и т. д. Иными словами, мы совершаем какие-либо действия.
Причем выполнение всего перечисленного происходит не хаотично, а по определенному алгоритму, который кто-то когда-то разработал. Этот алгоритм называется технологией.
Педагогика, как процесс воспитания и обучения человека, также базируется на применении определенных технологий.
Сегодня поговорим о том, что такое педагогические технологии, какие виды существуют.
Педагогическая технология – это …
Как вы уже поняли, технология – это алгоритм (методы и методики) совершения каких-либо действий, педагогика – это процесс воспитания и образования.
Следовательно, педагогическая технология – это набор методов, форм, способов и приемов, предназначенных для воспитания и обучения человека.
Педагогические технологии (ПТ) используют специфические методологии, методы и методики. Об этих понятиях подробно рассказано в другой статье нашего блога, поэтому не буду повторяться.
Напомню вкратце: методология – это стратегия, а методы и методики – это тактика реализации стратегии.
Педагогические технологии, независимо от вида, характеризуются следующими признаками:
- целенаправленностью (не может быть «обучение ради обучения», каждая из ПТ имеет свою цель);
- научной обоснованностью (реализуемая ПТ не может быть применена, если не имеет научного обоснования);
- планируемостью (обучение не может быть «от балды», ПТ предполагает достижение планируемого результата);
- эффективностью и гарантированностью результатов (если нет реальных результатов, то такая ПТ не имеет права на существование);
- комфортностью для учителя и ученика (процесс обучения не должен вызывать негативных эмоций).
Классификация педагогических технологий
Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:
Признак классификации | Вид педагогической технологии | Пояснение |
---|---|---|
содержание и структура | обучающая | В процессе обучения дается углубленное знание одного или нескольких предметов |
воспитательная | Основная цель – не обучение, а воспитание | |
общеобразовательная | Обучение осуществляется в рамках основных учебных дисциплин | |
форма организации | индивидуальная | Обучение основано на индивидуальном общении учителя и ученика. Пример — репетиторство |
групповая | Прообраз классно-урочной технологии преподавания. Изначально ученики – группа людей разного возраста и уровня подготовки. Современная классно-урочная технология предполагает, что группы обучаемых состоят из людей примерно одинакового уровня подготовки | |
дифференцированная | Сочетание индивидуального и группового обучения | |
подход к обучаемому | авторитарная | Ученик – подчиненный объект в цепочке «учитель – ученик». Характерна жесткая организация процесса обучения, подавление инициативы и самостоятельности обучаемого |
личностная | Обучение выстраивается на признании ученика как личности. Цель – раскрыть и приумножить потенциал обучаемого | |
сотрудническая | В основе педагогического процесса – равноправное сотрудничество учителя и ученика | |
преобладающий метод обучения | объяснительно-иллюстративная | Обучение проводится на основе объяснений с одновременной подачей визуального ряда |
репродуктивная | Суть обучения – «натаскивание и зазубривание» | |
развивающая | Обучение строится на опережающем развитии мышления, достигаемом всесторонним развитием обучаемого | |
игровая | Процесс обучения происходит в формате игры | |
проблемно-поисковая | Учитель задает проблему, обучаемые в ходе коллективного обсуждения находят варианты решения |
Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.
Например, ПТ в средних школах нашей страны могут быть классифицированы (за небольшим исключением) как общеобразовательные, групповые, авторитарные, объяснительные. В принципе, это классическая модель «образования для всех», подтвердившая свое право на существование более чем 400-летним опытом.
Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.
Объясню на примере: допустим, ребенок пришел учиться в музыкальную школу. У него замечательный слух, великолепный голос. Казалось бы, занимайся с ним вокалом, и не «мучай» ребенка другими предметами.
Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.
Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.
Если же родители определили ребенка учиться в музыкальную студию на вокал, то его там будут обучать, главным образом, пению. Такой курс не стандартизируется, поэтому у педагога полная свобода относительно выбора педагогической технологии. Он может «ставить» ученику голос по классической методике или использовать авторскую.
Педагогические технологии по ФГОС
Трудовые ресурсы – одно из главных достояний любого государства.
Поэтому система образования (дошкольного, школьного, специального, высшего) регламентируется на государственном уровне. В РФ требуемый уровень знаний и навыков для всех ступеней образования регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами – ФГОС.
Посмотреть, какие именно стандарты предписаны для системы образования в нашей стране, можно на официальном сайте ФГОС по ссылке: https://fgos.ru/.
Читайте наш блог и будьте в курсе происходящих событий!
Автор статьи: Елена Копейкина
Комментарии и отзывы (3)
Я историю вспомнил, как преподаватели в одной школе танцев обучали несовершеннолетних тверк танцевать, так Следственный комитет возбудился, хотели против преподавателей дело за растление шить. Так что, как видим, особой свободы у частных преподавателей нет, государственные органы им быстренько свои стандарты педагогической технологии навяжут.
Ну, дураков-то много (это я об этих горе-преподавателей). Детей можно чему угодно учить — они пластичный материал и впитывают любые знания, суждения и идеи.
Это в Европе толерантность и растлением уже ничего назвать нельзя, ибо это ущемление свободы творчества. А у нас по старому. Нарушил закон — получи.
А сейчас есть педагогика в классическом понимании этого слова? Нам же придумали вместо обучения какие-то образовательные услуги, а под них и образовательные стандарты разрабатывают. Школа сейчас не занимается воспитанием, говорят, что это обязанность родителей, но родители не педагоги, да и разные родители бывают, вон сколько неблагополучных семей.
Ваш комментарий или отзыв