ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий

Обновлено 27 января 2024 Просмотров: 93 834 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.

Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.

Информация

Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).

Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из вступления:

ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

  1. технологии – это методы и способы достижения определенного результата. В контексте рассматриваемого термина подразумевается совокупность методов и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации ;
  2. информационно-коммуникационные – это характеристики объекта, к которым применяются эти технологии. Коммуникация – это связь (от лат. «сommunication»), т.е. процесс связи, обмена. Следовательно, информационно-коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией.

Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):

3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.

Определение

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии, психологии , управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.

Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).

Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».

Технические средства ИКТ

К традиционным информационным технологиям относятся:

  1. письменность и книгопечатание;
  2. телефон и телеграф;
  3. телевидение.

Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.

Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:

  1. программные;
  2. программно-аппаратные;
  3. технические.

К средствам ИКТ относятся:

  1. ЭВМ и ПЭВМ (персональная ЭВМ или персональный компьютер);
  2. оборудование для ВМ (монитор, клавиатура, мышь, кабели подключения);
    Оборудование
  3. средства считывания видео и аудиоинформации (микрофон, камера, сканеры);
  4. средства вывода информации;
  5. устройства для преобразования данных из одного формата в другой;
  6. системы искусственного интеллекта;
    Интеллект
  7. программные комплексы: языки программирования, компиляторы (программы для перевода программ в машинные коды), трансляторы (программы для перевода программ с одного языка программирования на другой);
  8. ПО (прикладные программы, операционные системы);
  9. средства передачи информации между пользователями в рамках локальных и всемирных сетей.

Роль ИКТ в развитии общества

Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.

Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс.

Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.

Развитие

Далее – кратко об основных положениях документа.

  1. Превратить ИКТ в одну из отраслей экономики, доля участия которой в ВВП должна превышать 10 %.
  2. Достичь в ИКТ превышения экспорта над импортом .
  3. Сделать акцент на развитии следующих направлений:
    1. формировать единое информационное пространство;
    2. развить в стране единую сеть электросвязи;
    3. предоставить доступ к услугам связи жителям всех субъектов РФ;
    4. перейти к цифровому телерадиовещанию на всей территории страны;
    5. повысить качество услуг всех социально-значимых отраслей (медицина, образование, соцзащита, культура) за счет внедрения ИКТ, в т.ч. за счет подключения всех социально-значимых объектов к сети интернета;
    6. совершенствовать методы и формы образовательного процесса путем интенсивного использования ИКТ;
    7. повысить инвестиционную привлекательность ИКТ;
    8. мотивировать граждан и организации использовать ИКТ;
    9. повышение качества и объема предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — интернет-сервис «Госуслуги»);
    10. улучшение межрегионального и межведомственного информационного обмена;
    11. обеспечение безопасности информационного поля РФ.

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

Класс

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

  1. ПК + ПО + интернет. Такая комбинация средств ИКТ позволяет научить пользователей применять различные прикладные программы для создания текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Это основа для дальнейшего использования всех возможностей, предоставляемых ИКТ.
  2. Работа в сети интернета позволяет практически мгновенно получить доступ к любым информационным базам и к любому контенту (методическому, научному, развлекательному);
  3. Электронные средства коммуникации (электронная почта, мессенджеры , чаты и т.д.). Это возможность для общения, для проведения конференций в режиме реального времени, для удаленного (дистанционного) обучения;
  4. Электронные издания. Такой формат учебных пособий позволяет использовать самые различные методики обучения, индивидуализировать подход к ученикам в зависимости от их интеллектуального уровня.
    Ноутбук

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

  1. увеличивается время, проводимое детьми и молодыми людьми за компьютерами, что ведет к ухудшению их физического и психологического здоровья;
  2. негативная информация в свободном доступе в интернете травмирует неокрепшую психику детей и подростков;
  3. уменьшается речевая активность (за ненадобностью устного диалога). Пропадает умение устно выражать свои мысли, а это ведет к ухудшению мыслительных процессов;
  4. снижается качество получаемых знаний. Не секрет, что в основном все рефераты , доклады и пр.самостоятельные работы просто скачиваются из интернета. Зачастую ученик (студент) даже не может пересказать скачанную информацию.

Краткое резюме

Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

Так и хочется воскликнуть:

«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

Макака

Читайте наш блог, это полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Комментарии и отзывы (7)

Кристина

Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))

Павел

Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.

Игорь

Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.

Николай

У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.

Сергей

Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?

Аман

классное статья мне очень понравилось

10/10 баллов

Дим

Самое главное ИКТ не должно затмевать

Всё остальное

Физра и литература не должны кануть в лета

Ваш комментарий или отзыв