Кто такой мерчендайзер — определение, суть профессии, задачи и обязанности, плюсы и минусы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мерчендайзер — это звучит загадочно и не совсем понятно.
Но на самом деле должность нужна и востребована в торговой точке любого формата.
Определение понятия Мерчендайзер — что это за профессия
Мерчендайзер — это специалист в сфере ритейла, который отвечает за то, как продаются товары в торговых точках. Он следит за наличием товаров на прилавках, придумывает, как выложить ассортимент таким образом, чтобы он привлекал внимание покупателей, контролирует порядок в торговом зале и в целом организовывает работу магазина.
Как правило, мерчендайзер — это работающий в торговых сетях представитель компании, занимающийся продвижением её товаров.
Английский термин «merchandise» в зависимости от контекста означает и сам товар и товароведение. Merchandiser в этом случае – обозначение специальности, и означает «специалист по товарам».
Многие сегодня считают, что обязанности мерчендайзера — это доставлять товары в торговый зал и красиво расставлять на полках. Другие же считают, что специальность означает то же, что и товаровед.
На самом деле речь идёт о квалифицированном многопрофильном специалисте, обеспечивающем удобство и комфорт покупателей, и уровень продаж.
С давних времён успех торговцев зависел от того, насколько они умели показать товар лицом: насколько привлекательно располагался товар на прилавках. Официально профессия существует в России с конца 20-го века.
Сегодня грамотную и красивую раскладку товаров используют не только крупные гипермаркеты, но и небольшие магазинчики.
Мерчендайзинг – искусство розничной торговли, которое заключается в подготовке товара и места под него в торговом зале к приему посетителей.
Работа специалиста опирается на науку о поведении покупателей, родившейся и развивающейся на стыке маркетинга, социологии и психологии.
Работа мерчендайзером — что именно делает сотрудник
- Работа мерчендайзером разнообразна. Он подбирает способ оптимального размещения товара в торговом зале. Это значит, что весь ассортимент, который предлагает компания, должен быть доступен покупателю.
Схема выкладки разрабатывается маркетологами. Правильная выкладка имеет своё специальное название – фейсинг.
- Все товары должны иметь соответствующее оформление. В него входит техническая составляющая, включающая состояние стеллажей, обогрев и охлаждение витрин, и эстетическая: удобная расстановка и приятное освещение, наличие информационных и рекламных материалов.
- Расположение товара так, чтобы отыскать его в зале можно было безо всякого труда. Для более дорогих товаров премиального качества устраиваются отдельные островки.
- Проверка сроков годности, целостности упаковки, соответствия ценников, и других качественных характеристик товара.
- Отчёты по продажам.
Многие компании дополнительно включают в обязанности мерчендайзера оценку работы конкурентов: отслеживание появления новинок, промоакций, динамики цен, других значимых в плане маркетинга мероприятий.
Виды мерчендайзинга
- Категорийный. Работник закрепляется за категорией товара в одном магазине, как правило, крупного формата. В его обязанности входит приведение товаров эстетичный вид.
При этом их принадлежность определённому бренду учитывается лишь во вторую очередь. Основная задача – показать товар лицом, и обеспечить комфорт посетителям магазина.
- Визитный. Сотрудник «привязан» к бренду, а не к месту продажи. Он работает в нескольких торговых точках, например, супермаркете, кафе, небольшом магазине эконом-класса, и не только красиво и грамотно выкладывает определённый товар, но и инструктирует персонал о требованиях, предъявляемых производителем к раскладке.
Он же следит за тем, чтобы эти правила соблюдались.
- Совмещенный. Сочетаются обязанности обеих вышеназванных категорий. Специалист работает с несколькими брендами, не являющимися конкурентами друг другу, и продающимися в одном торговом зале.
Совмещённый и категорийный мерчендайзеры называются также стационарными. Они обычно работают в крупных гипермаркетах с любым ассортиментом.
Визитный специалист, его часто называют мобильным, чаще посещает небольшие магазины, с целью организовать в них продажи товара определенного производителя.
Плюсы и минусы профессии мерчендайзер
Специальность творческая и востребованная, на неё большой спрос. Всегда можно учиться новому, и при этом профильное высшее образование не всегда является обязательным.
В магазинах с продукцией известных брендов эта профессия хорошо оплачивается. Возможности карьерного роста очень высоки. Работы можно оформлять в портфолио.
К минусам можно отнести частую необходимость работы в ночное время, или в утреннее – до того как в магазине появятся покупатели.
Работа требует не только интеллектуальных, но и физических усилий: часто приходится носить тяжёлый товар или передвигать оборудование.
Несмотря на возможность раскрытия творческого потенциала, нередко приходится реализовывать идеи других специалистов – маркетологов, дизайнеров.
Комментарии и отзывы (4)
язык сломаешь, а по русски это нельзя написать, и в какой стране мы живём?
Может быть в широком понимании мерчендайзер — это уважаемая профессия, но у нас это простой раскладчик товаров тире грузчик. Так это обстоит на самом деле. Куда тебе говорят, туда ты таскаешь и ставишь. На этом твоя работа заканчивается ).
Понапридумывают замысловатых названий, а потом голову ломай над их значением 🙂 Мерч — продукция с символикой бренда. Сейчас это очень популярное слово, например, блогеры активно продают свой мерч (футболки, кепки, носки, кружки...).
Я думала, что мерчендайзер занимается созданием мерча, а оказывается всё намного проще, даже я могу работать мерчендайзером.
И как же реагирует наш «великий, могучий и прекрасный» русский язык? Неужели так обеднел и не осталось российских аналогов иностранному словесному засилию?
Ваш комментарий или отзыв