Кто такой Тьютор — определение, чем отличается учителя, каким детям он нужен в школе и дома
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Профессия тьютора в России – специальность относительно новая, поскольку и само тьюторство – принципиально новый подход к педагогике.
Необходимость в подготовке таких специалистов назрела давно, но к реализации этой идеи приступили только в начале миллениума, а настоящий интерес у родителей «кураторы индивидуального сопровождения» стали вызывать лишь в последнее десятилетие.
О том, кто такой тьютор, чем занимается такой педагог и насколько важна его роль в образовательном процессе, мы сейчас и поговорим.
Определение понятия Тьютор – кто это
Тьютор – это специалист в области образования, передающий знания и навыки в режиме «один на один» или в небольших группах. Современные репетиторы работают в тесном контакте с учащимися всех уровней, от детского сада до колледжа, повышая успеваемость по предметам, а также помогая старшеклассникам добиться наилучших результатов на экзаменах. В отличие от учителя, частные репетиторы не обязаны иметь квалификацию по преподаваемым предметам.
Почему нет? И чем тьютор отличается от обычного учителя? Потому что тьюторство – это особая педагогика, миссия которой гораздо шире, глубже и масштабнее традиционных методик, а обязанности тьютора отнюдь не ограничиваются оказанием помощи ученику в процессе обучения.
Тьютор – это прежде всего наставник, а не репетитор, чья задача – подтянуть ребенка в определенном предмете ради улучшения показателей в табеле. Это скорее индивидуальный коучер, который помогает детям в пересборке образовательной ситуации.
Это специалист «с психологическим уклоном», призванный сопровождать ребенка во всех изменениях и переходах, связанных с освоением учебных программ.
Конечная цель тьюторства – создание собственного алгоритма, по которому учащийся или студент может адаптироваться в новой обстановке и получать знания без необходимости в дополнительной мотивации и стимуляции.
Особенности этой профессии таковы, что она весьма востребована во многих областях:
- социальная сфера (особенно в работе с проблемными семьями);
- предшкольные группы детских садов;
- так называемая вспомогательная школа, где обучаются «особенные дети» – в этом образовательном сегменте дефектолог или олигофренопедагог работает в тесной связке с тьютором;
- специализированные учебные заведения, ориентированные как на детей с ОВЗ (ограниченными возможностями), так и на детей с особыми потребностями.
Тьюторство становится все более актуальным и в традиционном образовании, но особенно важны такие методики, когда учебный процесс осуществляется в дистанционном или инклюзивном формате.
Задача тьютора, работающего с обычными учениками, – обеспечить максимально возможную индивидуализацию образовательных программ и всего процесса обучения в целом.
Под индивидуализацией подразумевается не просто индивидуальный подход – такой подход любой учитель должен уметь находить и осуществлять по отношению к каждому своему подопечному.
Индивидуализация образования – это комплексная работа, основанная на синергизме (эффективном взаимодействии) адаптационных и обучающих методик, при помощи которых ребенок получает знания и умения способами, полностью защищающими его интересы.
Когда и зачем нужен тьютор
Вопреки расхожему мнению, что тьюторство – это своеобразное посредничество между ребенком и учебным заведением, этот вид педагогики подразумевает работу в более обширном спектре.
Если обычному учителю может быть не до сложностей, из-за которых ученик становится нерадивым или отстающим, то для тьютора это и есть непосредственный круг обязанностей.
Его забота – найти индивидуальный маршрут для такого ребенка, оптимальную для него дорогу, ведущую к успешному освоению знаний.
Что он для этого делает:
- глубоко погружается в проблемы подопечного;
- анализирует его интересы;
- отслеживает, какая программа вызывает у него больше затруднений;
- определяет, что именно в школьной организации провоцирует его на неприятие или дается с трудом;
- обнаруживает, к чему у ребенка есть способности, и формирует методику для их развития;
- помогает учащемуся осознать и сформировать сферу своих учебных интересов, а затем – сориентироваться, в чем именно его призвание, и стимулирует его к поиску путей, которые могут привести к реализации этого призвания.
О сущности тьюторства можно сказать упрощенно:
если обычный педагог (учитель, преподаватель, воспитатель) работает с ответами, то тьютор – исключительно с вопросами.
Такой человек должен быть особенным, потому что работает с особенными детьми и решает особенные задачи. Поэтому тьюторство, как считают специалисты, гораздо ближе к коучингу, чем к преподаванию.
Но все это – несколько обобщенный, глобальный кластер рабочих задач тьютора.
Практика же показывает незаменимость помощи такого специалиста во множестве образовательных ситуаций, которые обычно кажутся родителям незначительными.
К примеру, когда ребенок переходит из подготовительной группы в первый класс или когда ученик по определенным причинам меняет школу.
Новое место – это не только новые условия для эффективного обучения, но и новые люди, правила, ограничения или возможности. И чтобы вписаться в изменившуюся обстановку, ребенок должен разобраться в ней, понять местный уклад, что здесь принято, а что – запрещено или порицается.
То есть он должен оценить специфику обновленной ситуации и вынужден измениться в соответствии с ней.
Тьютор же помогает ученику скорректировать модель своего поведения и адаптировать образовательные привычки к новым стандартам.
Иногда ребенку приходится от чего-то отказываться либо принимать какие-то вещи, в принципе для него неприемлемые. Нередко такие перемены инициируют перестройку всей образовательной стратегии и кардинальную корректировку целей.
Учеба для любого ребенка (даже когда он уже студент) – это прежде всего самодвижение в собственном образовании, это процесс выхода в обучающую систему, в итоге обеспечивающую достижение значимых целей. И все это вместе и есть развитие аутентичности, которое невозможно без каких-либо перемен, изменений и переходов.
Заключение
Вот такими переходами, пересборками и перезагрузкой образовательного пространства, включая места и способы обучения, и занимается тьютор.
Наставник, педагог, коучер, куратор, личный психолог или кризисный тренер – назовите как хотите и все равно не ошибетесь.
Видео дополнит этот материал:
Комментарии и отзывы (2)
Вот скажите для чего ещё в школе лишняя никому не нужная ставка. Лет двадцать назад придумали чтобы был психолог в каждой школе. Теперь вот тьютора внедряют. Может это и есть причина плохих знаний наших учеников?
Что бы не сказали — все равно слабо вижу разницу между тьюторством и репетиторством. Просто добавили новомодное украденное словечко, которое, по сути, означает то же самое. И тот, и другой вид профессии подразумевает под собой помощь ребенку с закреплением материала и использованием его на практике. Даже язык не поворачивается говорить слово «тьюторство»
Ваш комментарий или отзыв