Слова «кампания» и «компания» — как правильно пишутся и почему
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык «богат и могуч», как сказал классик. В нем переплелись исконно русские слова и слова, пришедшие из других языков.
Иногда мы становимся в тупик, когда нужно применить то или иное выражение или слово. Где-то в глубине души мы догадываемся о его значении и написании, но очень сомневаемся в правильности своей трактовки.
Поэтому сегодня мы «разберем по косточкам» два слова, похожих по звучанию, но абсолютно разных по смыслу. «Кампания и компания», в чем разница их смыслового наполнения и грамматики.
Это два разных слова
Итак, примем за аксиому, что «кампания» (через «а») и «компания» (через «о») — это два разных слова.
Они схожи по звучанию из-за безударной гласной «о» в термине «компания», которая слышится как «а». Слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу и написанию, называются омофоны (разновидность омонимов).
Далее проанализируем значение каждого из упомянутых слов.
Когда писать Кампания — когда это комплекс мероприятий
Кампания — это существительное, имеющее несколько вариаций толкования, в зависимости от сферы применения. В русский язык пришло из французского (campagne) и переводится как «работа в поле», «поход».
Кампания:
- в военном деле — это военные операции, направленные на достижение одной цели. Например, целью кампании Наполеона в 1812 году был захват России, целью кампании российский военных в Сирии в последние годы — освобождение страны от террористов;
- в производстве продукции — это совокупность поэтапных действий, непрерывных во времени, направленных на получение конечного продукта.
Например, сахарная кампания включает в себя выращивание сахарной свеклы, сбор урожая, переработку свеклы в сахар;
- в прочих видах человеческой деятельности — это комплекс целенаправленных разноплановых мероприятий для достижения определенной цели.
Например, антиалкогольная кампания, проводившаяся в 80-х годах прошлого века, состояла из мер по ограничению продажи алкоголя (его продавали по талонам), ликвидации винных виноградников, проведению антиалкогольной пропаганды.
Рекламная кампания — микс рекламных мероприятий, направленных на увеличение продаж или на достижение иных целей (например, социальных).
Когда писать Компания — когда это группа людей
Это слово имеет корни в латинском языке и в буквальном переводе обозначает «сотрапезники» (людей, которые вместе едят).
В переносном же смысле понятие можно трактовать как группу людей, объединенных общим делом. Поэтому говорят о компаниях производственных, творческих, дружеских и т.д.
В экономическом аспекте компания — это субъект предпринимательской деятельности (т.е. учредители компании ведут бизнес в формате созданной организации).
Создание компаний находится под контролем государства (обязательна регистрация в Федеральной налоговой службе). Членами компаний могут быть как физические, так и юридические лица.
Кампания» или «компания»: как запомнить
Обратитесь к значениям слов и подберите синонимы. Когда речь идет о «компании», то слово можно заменить на «сообщество». А если речь о «кампании», то — на «мероприятие». Сравните: военная компания — военное сообщество, военная кампания — военные мероприятия.
Краткое резюме
Мы разобрались в разнице кАмпании и кОмпании, определились, как правильно пишутся эти слова.
Теперь вопрос «на засыпку»: «Рекламная кампания или компания, как правильно?». Верный ответ: если мы говорим о комплексе мероприятий по рекламированию какого-либо продукта, то подразумеваем кАмпанию. Если же речь идет фирме, специализирующейся на рекламе, то это кОмпания.
Комментарии и отзывы (6)
специально орфографически развели и зафиксировали в словарях с разными гласными в корне, чтобы так обозначить разные явления. То есть слово этимологически одно, а подмена буквы сделана специально. Отсюда и недоумение тех, кто не может запомнить, как правильно писать эти слова: ведь есть же другие многозначные слова. Пусть же и слово
Рекламная компания проводит рекламную кампанию по продвижению нового бренда малоизвестной компании, чьи собственные действия по рекламной кампании не принесли какого-либо значимого результата.
Сложность здесь в том, что на орфографическую ошибку эти слова не проверишь, нужно брать толковый словарь, но если написал — кампания, а имел в виду компанию, то в данном случае это будет именно орфографической ошибкой.
Например, если слово идет в контексте какой-нибудь рекламы в соцсетях, то правильно будет писать: «Рекламная кАмпания». Если же имеется в виду группа единомышленников, тогда ее можно назвать словом «КОмпания».
Иногда вижу в СМИ путаницу с этими двумя словами, а всё потому что образование ни к черту, люди идут в ВУЗы не за знаниями, а за дипломом.
Кампания может носить и негативный оттенок, если устраивается с целью пустить пыль в глаза, например показательная борьба государства с той же коррупцией, шуму много, а толку мало.
Ваш комментарий или отзыв