Что такое конкурентоспособность — определение, виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные реалии диктуют нам необходимость постоянно узнавать что-то новое.
Без знаний (пусть даже поверхностных) нам не разобраться с тем, что происходит вокруг нас, не понять, как и за счет чего вертится огромный механизм под названием «рыночная экономика».
Сегодня поговорим о том, что является одним из показателей успешности бизнеса, а именно – о конкурентоспособности.
Определение конкурентоспособности — что это
Конкурентоспособность – это способность конкурировать. Следовательно, весь смысл данного термина заложен в трактовке понятия «конкуренция». Подробно об этом рассказано в другой статье нашего блога.
Сейчас кратко: «конкуренция» в переводе с латинского обозначает «соперничать» → «конкурентоспособность» – способность определенного объекта превзойти конкурентов по заданным (выбранным) параметрам.
Поясню, как говорится – «на пальцах». Допустим, бегут спортсмены марафон. Некоторые из них сформировали лидирующую группу, другие – далеко позади. Группа лидеров – это конкуренты, они соревнуются между собой за звание победителя.
Те же, у кого нога за ногу заплетается, остались далеко позади, они не являются соперниками лидирующим. А потому в забеге сложилась следующая ситуация: спортсмены первой группы конкурируют между собой, они конкурентоспособны. Все отстающие бегуны – аутсайдеры, они не конкурентоспособны.
Конкурентами, в зависимости от вида соревновательного процесса, могут быть:
- товары;
- предприятия;
- совокупность предприятий, компаний, организаций – т.е. отрасли, сформированные по определенному признаку;
- административно-территориальные единицы: союзы государств, отдельные страны, регионы, области и т.д.
Все перечисленные объекты могут конкурировать, а, следовательно, быть конкурентоспособными только в рамках своей подгруппы. Согласитесь, нелепо представить конкуренцию между товаром (например, сапогами) и государством (к примеру, США).
Процесс конкуренции всегда ограничивается определенным признаком.
Пример: в группе одноклассников одни стремятся стать душой компании, другие – учиться лучше всех, третьи – быстрее всех бегать. Как правило, направления конкуренции не пересекаются. Поэтому одни конкурентоспособны в умении сплачивать вокруг себя людей, другие – в учебе, третьи – в спорте.
Далее мы поговорим о способности к конкуренции как об экономической характеристике.
Конкурентоспособность предприятия
Данный показатель отражает эффективность и успешность предприятия. Чем выше его способность конкурировать с аналогичными производителями, тем выше прибыль и ниже риски банкротства.
Чтобы коммерческое предприятие было конкурентоспособным, оно должно обладать определенными преимуществами в сравнении со своими соперниками. К примеру, продукция должна быть качественней, бренд – узнаваемым, цены – не выше (лучше ниже), чем у конкурентов.
При этом предприятие не должно выдавать это все «на последнем издыхании», оно должно иметь запас прочности, своеобразную «подушку безопасности» не только для коммерческой деятельности на текущий день, но и на будущий период.
Конкурентоспособность фирмы — это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами. Она означает способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других фирм — участников конкуренции на соответствующей рыночной нише.
Уровень конкурентоспособности определяется по таким показателям:
- долей рынка, обеспечиваемой («захваченной») конкретной компанией;
- количеством ресурсов, затрачиваемых на производство продукции, т.е. уровнем издержек;
- качеством выпускаемого товара;
- оснащенностью производства инновационными технологиями и оборудованием;
- имиджем компании.
Вывод: говоря кратко простым языком, конкурентоспособность предприятия – это умение и возможность в конкретных условиях прибыльно осуществлять свою деятельность.
Конкурентоспособность товара
Представим прилавок продуктового магазина. Перед нами витрина с молочной продукцией. Мы видим 10 видов молока от разных производителей. Какое выбрать? Все пачки для меня, как для покупателя, одинаково привлекательны, потому что имеют совпадения по целому перечню признаков: объему, цене, форме упаковки.
Т.е. весь товар является конкурентоспособным. И все же я вынуждена определять, какое молоко лучше. И делаю это по дополнительному фактору – по дате выпуска, выбираю самое свежее. Следовательно, я провела оценку конкурентости товара, выбрав оптимальный вариант.
Можно сделать вывод: конкурентоспособность товара – это его способность быть привлекательным для потребителя по определенному ряду признаков.
Как правило, товар характеризуют по двум основным позициям: качеству и цене.
- Качество – показатели, формирующие потребительскую привлекательность продукции. Они подразделяются на 2 категории:
- жесткие (практически не изменяются с течением времени) = технические, определяющие функциональность, + нормативные, обусловленные соответствием различным стандартам (например, ГОСТу);
- мягкие (легко меняются под воздействием внешних обстоятельств) = эстетическая привлекательность + психологические свойства (например, престижность).
Вспомним пример про молоко. В этом случае качество продукции складывается из совокупности факторов: полезности продукта, приятного вкуса, соответствия санитарным нормативам, симпатичной упаковки.
- Цена – экономический показатель, определяющий доступность товара для целевой аудитории.
Чем выше уровень качества и ниже цена, тем более конкурентоспособным является товар с точки зрения потребителя.
Комментарии и отзывы (2)
Главнейшим критерием конкурентоспособности является умение разработать и предложить потребителю такой продукт, который будет и востребован по комплексу каких-либо потребительских критериев, и в то же время — не иметь аналогов на рынке. Это настолько динамичная ниша, что конкуренция тут является главнейшим двигателем совершенствования продуктов на том или ином рынке.
Если новаторство в секторе рынка иссякает, то главным критерием конкурентоспособности становится цена))
Сейчас конкуренция давно вышла за рамки экономики и просочилась во все сферы жизни. Начиная с самого юного возраста дети ощущают ее влияние и даже необходимость в некотором соревновании. Причем совсем не важно, что будет призом, даже если это простая похвала. Это формирует нездоровую среду, где талантливые люди которым не хватает уверенности часто теряют свой шанс на успех.
Ваш комментарий или отзыв